В своем последнем посте Эльмира Ногойбаева сокрушается, что история как наука у нас погибла. Согласен. Отчасти. Все-таки гуманитарная сфера у нас, кочевников, традиционно сильна и восстановить ее будет несложно в будущем. Как бы то ни было, у нас еще не перевелись историки добротной, старинной выучки, когда история не была на задворках общественной жизни.
Мне кажется, наша проблема лежит совершенно в другой сфере. Вряд ли кто-нибудь станет возражать, что основой развития всякого общества являются естественные науки. Научные достижения и прорывы в математике, физике, химии, биологии неминуемо оборачиваются передовыми технологиями в производстве, развитием экономики и общества в целом. Историю становления западной цивилизации, доминирующей в современном мире, можно смело рассматривать как историю развития естественных наук.
Кыргызстан, как и все республики Центральной Азии, в ХХ веке сделал беспрецедентный рывок в своей эволюции благодаря участию в уникальном социальном эксперименте под названием «Мы наш, мы новый мир построим». Оставляя за скобками потери на этом пути и все издержки, мы должны признать: народ за какие-то 30 лет шагнул из феодализма в индустриальную фазу развития. К 50-м годам XX века Кыргызстан имел научную, техническую и гуманитарную интеллигенцию. Была наука, система образования, здравоохранение, производство, отвечающие стандарту самых развитых держав мира. Поправка, что все это было в составе ядерной сверхдержавы, не имеет принципиального значения.
Развал СССР, лихолетье 1990-х, попытки построить рыночную экономику, грабительские приватизации, революции – этапы большого пути, когда мы ковшом расплескали то, что собирали ложками.
Помню, в детстве мы восхищенно наблюдали, как старшеклассники из кружка авиамоделистов с ревом кружили свои самолеты на площадке возле школы. Раскрыв рты, смотрели мы, как небожители резкими ударами указательных пальцев заводили маленькие авиационные двигатели. Помню лежавшего в гробу семиклассника, убитого разорвавшимся в руках самодельным пистолетом. Мы их называли «поджогами». И сейчас могу вспомнить технологию изготовления ракеты из велосипедного насоса на пороховом топливе. Не получился, к сожалению, паровой двигатель с корпусом из-под банки сгущенки. Главного конструктора Серегу Дурасова, выполнявшего интернациональный долг, привезли в мае 1980 года в цинковом гробу. Интересно, знает кто-нибудь из нынешних пацанов, что такое карбид и как его использовать в пробке из-под шампанского?
Я уверен, ни в одной школе Кыргызстана нет кружка авиамоделистов. Может быть, в очень дорогих, элитарных школах есть хорошо оборудованные физические и химические кабинеты, но в остальных не знают даже, что такое реактивы и колбы. Да они и не нужны мальчишкам и девчонкам, мечтающим стать бизнесменами, юристами, моделями, бандитами.
Наши олигархи строят в основном торговые центры, спортивные залы, но никто не создал аэроклуб, парашютную секцию, IT-городок. Наш президент звонит на другой край света, чтобы поздравить бойца ММА, а единственного кыргыза, совершившего кругосветку на утлом одномоторном самолете, не удостоили даже медалью. В самом центре города, в двух шагах от средоточия власти стоит и разрушается знаменитый когда-то планетарий. Хороший символ прощания с небом, звездами, космосом.
Все это очень симптоматично. Сегодня акценты смещены. Вместо Гагарина и Ландау – бойцы различных единоборств. Причем заслуги государства в их достижениях стремятся к нулю. Все победы спортсменов и бойцов — это личный труд, упорство и мужество. Вместо аэроклубов, IT-городков – секции различных единоборств. Что нам предложить миру, кроме грубой физической силы и умения бить джебы? Нечего. Значит, будем поставлять на мировой рынок пушечное мясо.
В стране в данный момент стартовала предвыборная гонка. Все партии имеют свои видения развития экономики, знают, как обустроить страну, но ни в одной из программ вы не найдете планы строительств физических и химических лаборатории для школ. Создание аэроклубов, детских яхт-клубов на Иссык-Куле, построение обсерватории в городах.
«В чем будущее всякого народа?» — спрашивал Карл Маркс и отвечал: «В воспитании юношества».
Автор: Мусуркул КАБЫЛБЕКОВ, публицист
Статья была опубликована здесь.