Семетей АМАНБЕКОВ — главный редактор Elgezit.kg
Вечером 8 мая на кыргызско-таджикской границе случился беспрецедентный случай. В священный месяц Рамазан, накануне празднования великого Дня Победы, в разгар пандемии коронавируса в местности Чек Баткенской области произошел вооруженный приграничный конфликт, закончившийся взаимным огневым обстрелом.
Стороны обвинили друг друга во вторжении в спорную часть территории и открытии огня. Причем таджикская сторона уже второй раз применила минометы. С кыргызской стороны были ранены три человека (два пограничника и один местный житель), с таджикской – двое.
Конфликт удалось оперативно погасить. Тут же были проведены переговоры начиная от представителей местных органов власти, заканчивая диалогом на уровне представителей правительства. Обе стороны отвели от границы дополнительные силы. Ситуация в области стабилизировалась.
Подобные столкновения на границе проходят со стабильной регулярностью. В 2019 году произошло 12 столкновений. Пограничные наряды зачастую применяют оружие, таджикская сторона дважды уже использовали минометы. Причем неизвестно, на каком уровне дается санкция на применение тяжелого оружия.
Конфликт на фоне пандемии коронавируса особо опасен. Сейчас все силы государственных органов брошены на борьбу с вирусом. И на фоне экономических последствий карантина, «пороховую бочку» под названием приграничный конфликт легко могут «взорвать» заинтересованные силы. Поэтому властям обеих республик необходимо незамедлительно взять этот вопрос на особый контроль.
Что мешает оперативно решить конфликт на границе?
1. Юридические споры.
Эксперты связывают конфликты с многолетними нерешенными территориальными и водно-земельными вопросами. Кыргызские власти предлагают при демаркации и делимитации границ использовать карту 1957 года, либо в качестве альтернативы использовать карту 1989-го, когда республики почти завершили делимитацию, но помешала гражданская война в Таджикистане. Созданная тогда комиссия определила границы по фактическому использованию земель и сделала соответствующие обозначения на карте.
Таджикское правительство не признает легитимность обоих карт и считает, что они ущемляют его права на владение территориями. Они предлагают взять за основу карту 1927 года. На что не согласна уже кыргызская сторона. На сегодня создана новая межправительственная паритетная комиссия, но к общему знаменателю, по какой из карт будет проводиться демаркация, она еще не пришла.
Любые юридические споры замедляют процессы, создают много вопросов, порождают коллизии. И для решения этой проблемы могут потребоваться еще долгие годы, нужны взаимные компромиссы, готовность идти на уступки, понимание того, что в одностороннем порядке этот вопрос никак не решится.
2. Переход демаркации из гор на землю.
Демаркация и делимитация — процесс долгий, энергозатратный и требующий огромных организационных и дипломатических усилий. Протяженность нашей границы с Таджикистаном составляет 970 км, из них описано 567 км (около 60 участков), из них на уровне правительственных делегаций утверждены 519 км.
Однако даже эти цифры не окончательные, они будут меняться после окончания делимитации, так как происходит изменение границ: некоторые участки переходят к нам, некоторые – к Таджикистану. К примеру, очертили границу по карте, а по факту по ней проходит водоем или вообще дом какого-нибудь гражданина. Придется опять спорить, обсуждать, толковать, в чью сторону будет двигаться граница.
Искендер Мамбеталиев, экс-первый заместитель Погранслужбы КР:
— Почему ситуация в Баткенской области с каждым разом становится все острее? Потому что если раньше делимитация проходила по горам и вершинам, то сейчас межправительственная комиссия спустилась вниз, на равнину. И делимитация уже затрагивает землю, где живут люди, где находятся их дома и огороды. Естественно, никто не хочет уступать, никто не хочет отдавать землю где жили их предки. Поставьте себя на место таджиков. Их деды и прадеды тоже жили здесь, тоже пользовались водой, в горах пасли скот. Поэтому их потомки тоже будут отстаивать свои интересы. Кыргызстан никогда не отдаст ни одного метра своей земли, и Таджикистан, думаю, тоже. Но так как мы дружественные соседи, то должны идти на взаимные уступки.
Особенно жаркие споры вызывают спорные территории на которых наложено временное вето. Таджики называют это «захватом спорных территорий» со стороны кыргызского населения, кыргызы обозначают этот процесс «незаконной ползучей миграцией» таджикского населения на свои территории.
Наркул Байдулетов, экс-заместитель командующего Погранвойсками КР:
— Есть еще одна причина обострения ситуации на границе. Население около границы растет, особенно у таджикской стороны. Воды не хватает, пастбищ не хватает, земли не хватает! Поэтому если не решить вопрос в ближайшей перспективе, то проблема будет обостряться.
3. Политическая спекуляция.
Как известно граница является перманентной ареной внутриполитических битв, площадкой для политических спекуляций. И в Кыргызстане, и в Таджикистане существуют скрытые силы, которые пытаются направить приграничные конфликты против действующих властей, обвинить их в отсутствии политической воли, неспособности решить проблему на границе и тем самым разыграть ситуацию в свою пользу.
В Кыргызстане существуют и реваншистские силы, которые хотят воспользоваться ситуацией. Соцсети уже заполыхали национально-патриотическими призывами идти «на Душанбе», дать «отпор врагу» и выбить таджиков из «исконно кыргызских земель». Безусловно, среди них есть и люди, которым небезразлична судьба наших земель, но есть и те, кто пытается сыграть на их чувствах, подлить масла в огонь, спровоцировать ситуацию.
Все это не идет на пользу для урегулирования приграничного конфликта. Каждая из сторон нервно реагирует на подобные воинственные призывы и ситуация вокруг столицы только накаляется. И здесь непочатый край работы для органов нацбезопасности.
4. Влияние наркомафии и контрабандистов
По оценкам специалистов Агентства по контролю наркотиков при президенте Таджикистана, международная наркомафия стремится превратить эту республику в основной и постоянно действующий канал контрабанды наркотиков из Афганистана в страны СНГ и далее в Европу. Частично транзитные тропы проходят и по Баткенской области Кыргызстана.
Отсутствие четких границ между двумя республиками создает хорошую возможность и для контрабандистов. В Кыргызстан уходят тонны грузов с сухофруктами, в Таджикистан – ГСМ и товары массового потребления, которые контрабандисты везут транзитом в Афганистан.
Поэтому существует версия, что и могущественные силы наркомафии и контрабандистов намеренно препятствуют окончательному решению приграничных споров и установлению четких границ. Но получить достоверную информацию о деятельности этих ОПГ не представляется возможным.
В таджикском сегменте соцсетей многие пользователи уже связали последнюю стычку на границе с задержанием крупного контрабандного груза в Таджикистане. Дескать, чтобы отвлечь от себя внимание силовиков, контрабандисты намеренно спровоцировали конфликт на спорном участке земли.
Как и всякая органическая система, любое государство должно иметь механизм самозащиты от подобных угроз. Поэтому руководители местных властей и силовых структур Кыргызстана и Таджикистана должны регулярно проводить военно-политические и социально-экономические мероприятия на пограничном пространстве, чтобы укрепить пограничную политику и защитить национальные интересы государств на его рубежах.
Как решать проблемы на границе на фоне пандемии коронавируса?
В период пандемии коронавируса, когда под угрозой оказались жизнь, здоровье граждан, и экономика страны, эта задача по решению приграничного вопроса усложнилась втрое. Но если все пустить на самотек, то последствия этого могут оказаться крайне плачевными.
Что необходимо сделать правительству
Первое. При рассмотрении мер по «оживлению» экономического сектора страны правительство должно рассматривать Баткенскую область, как «особо защищенную статью республиканского бюджета» и ни в коем случае финансово не урезать ее.
В особом порядке рассмотреть возможность дополнительного выделения Баткенской области средств от внешней грантовой помощи для решения местных вопросов: проблем с питьевой водой, электроэнергией, выплат зарплат, пособий, пенсий, медицины, образования.
Продолжать развивать инфраструктуру Погранвойск, улучшать условия службы военнослужащих.
Второе. 11 мая на встрече с бизнесменами страны президент страны Сооронбай Жээнбеков обозначил приоритетной задачей экономики страны развивать отечественное производство, выработать программу импортозамещения, наладить выпуск экологически чистых товаров и цифровых услуг.
Третье. Правительству необходимо обратить свой взор на Баткенскую область, где можно создать Свободную экономическую зону, бизнесменам предложить льготы по налогообложению и льготные кредиты. Экономически развитая, густонаселенная область была бы лучшей панацеей от приграничных конфликтов. К тому же благоприятные природные условия там созданы для того, чтобы производить экологически чистые продукты, а дешевая электроэнергия может дать новый импульс развитию цифровых услуг.
Четвертое. Ни на минуту не прекращать работу по проведению информационно-разъяснительной работы. Местные органы власти и правительство должны постоянно поддерживать обратную связь с населением, встречаться с ним, делать официальные заявления, разъяснения, объяснения по каждому инциденту на границе. Не позволить образоваться информационному вакууму, которым могут воспользоваться провокаторы, реваншисты, наполнив его слухами и спровоцировать агрессию людей. Всем известно, что пограничная политика по своей сущности не должна содержать в себе элементы силового фактора для достижения своих целей. Она должна строиться на основе дипломатических, правовых, экономических, культурных и других способов деятельности.
Эдиль Осмонбетов, политолог:
— Вопрос по границе всегда должен заканчиваться на взаимовыгодных условиях. Мировая практика показывает, что отношения улучшаются, когда вопрос решается мирно. Потом начинается приграничная торговля и другие процессы. Это даст толчок развитию Центральной Азии. Мы видим, как приход нового президента Узбекистана поменял обстановку и подтолкнул различные процессы в Центрально Азии. Силовыми методами нельзя решать подобные вопросы.
Пятое. Если на время пандемии коронавируса межправительственная комиссия не может вести совместную работу, есть смысл хотя бы путем устных договоренностей создать механизм временного использования земель кыргызскими и таджикскими гражданами, при этом оставив их статус неопределенным.
А в дальнейшем, после снятия карантина продолжить работу по обмену территориями, созданию коридоров от границ к анклавам, демаркации и делимитации границы.
Резюме
Разрешение приграничных конфликтов требует времени, терпения и доброй воли, которых иногда не хватает для предотвращения приграничных стычек. Поэтому несмотря на все трудности работа государственных органов в этом направлении не должна останавливаться.
Редакция Elgezit.kg неоднократно писала об этой проблеме, предлагала самые различные пути решения. А в начале года даже провела большой круглый стол с участием бывших руководителей Погранслужбы, конфликтологов и экспертов, в котором был высказан ряд рекомендаций для правительства страны. Хочется надеяться, что данные рекомендации помогут нынешнему руководству решить одну из самых сложных проблем независимого Кыргызстана – приграничную земельную проблему на кыргызско-таджикской границе.
Да конечно, нужно договариваться, нужна выдержка и терпение наших властей и ГПС , политически-экономически решать, это основной путь решения данной проблемы. К сожалению и такие мирные ресурсы когда-нибудь могут исчерпаться. Но, а если скажем конфликт вырастит в вооруженный с погромами и захватом территорий, Лейлек может превратиться у нас в один большой анклав, что тогда делать? Что мы можем противопоставить? Что у нас имеется? Достаточно ли у нас сил и средств в первую очередь в ГШ ? Ясно одно, что таджики имеют перевес в численности боевых частей, поэтому они себя так ведут уверенно и поставить их на место не получается. Одни проблемы и вопросы в строительстве Вооруженных Сил, которые ГОДАМИ не решаются. Я к тому, что силовой характер как вариант и крайнюю меру решения данного вопроса тоже не надо исключать, ибо как говорят в боксе, только убедительный нокдаун может поставить все точки над «i».
Таджики напирают на то, что кыргызы якобы пришлые с енисея-менисея, а они индоарийцы- здесь коренные жители, что ясный перец-чистое вранье ибо известно, что ираноязычные сюда переселились до появления тюрков за пару столетий, то есть, все мы пришлые, но зато этими придумками фолкисторики пудрят молодежи мозги, далее, таджики также надеются на подкрепление афганских таджиков, которых в афгане до половины населения, не стоит забывать также, что и пуштуны генетически им близки, как по происхождению, так и по языку, и самое главное они сунниты в отличие от тех иранцев и азеров, то есть среди них ходит идея фикс-собрание земли индоиранской, мне вообще в соц сетях какой-то таджикский псих написал, типа большаки несправедливо отдали их земли тюркоязычным во время нац размежения и разделили из народ на две части-одну оставили в отсталом афгане, другую советизировали! подобные заявы по тупости вообще ни в какие ворота не лезут! Что я хочу этим сказать? А то, что пока молодым и горячим внушают такие недостоверные лжеисторические факты, спекуляции и стычки на земле будут очень долго!