Бурную дискуссию в рядах политического бомонда и экспертного сообщества Казахстан вызвала новость о досрочном сложении Даригой Назарбаевой полномочий депутата Сената по указу президента Касым-Жомарта Токаева. Напомним, она была переназначена 12 августа 2019 года также указом главы государства.
Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев в интервью редакции Elgezit.kg отметил – это не госпереворот, и решение удалить старшую дочь Елбасы из Верхней палаты парламента было согласовано с Нурсултаном Назарбаевым. Эксперт считает, что первый президента Казахстана сам желал, чтобы Дарига сошла с политической сцены и ведущих ролей не исполняла.
— В начале нашей беседы вы сказали, что устранение Дариги Назарбаевой — мера политически выверенная и необходимая. Почему?
— Депутат Сената, его спикер — фигура, конечно, влиятельная, но погоду не делает. Если только не становится кандидатом на пост президента.
Да, Даригу Назарбаеву неоднократно называли в качестве преемника ее отца. Но, поверьте, если бы Нурсултан Абишевич хотел видеть свою дочь после себя на посту главы государства, он дал бы ей возможность получить больше административного опыта – акимом поработать, премьером. А так, у нее опыт сравнительно невелик. Депутатство, телевидение, партийная работа. Политический альянс между ней и ее отцом сильно преувеличен. Если бы у Назарабаева была целенаправленная задача сделать из дочери преемника, он предпринял бы ряд шагов, чтобы она воспринималась в обществе.
— Сыграли ли в этом решении роль последние скандалы вокруг семьи Елбасы? В частности, связанные с его внуком — сыном Дариги?
— Эти скандалы в последние годы вспыхивали регулярно. До инцидента с внуком Дарига Назарбаева мелькала в знаменитом Панамском досье. И каких-то попыток подправить репутацию предпринято не было. В этом плане общественное мнение она игнорировала полностью. Все это ускорило ее уход, но главной причиной не стало.
Дарига достаточно одиозна, и для общества в качестве потенциального президента неприемлема абсолютно. Президент и премьер старались с ней не взаимодействовать. Заседания Сената игнорировались. Рассчитывать в этой ситуации на прочную и значительную позицию не приходится.
— Значит ли это, что семья Назарбаевых окончательно уходит из политики?
— Я бы сказал так, что семья Назарбаева и в широком смысле, и в узком — не монолитная конструкция. Есть сам первый президент, есть первая леди, есть их дети, и у всех свое окружение, свои приближенные. Единой командой в политическом смысле семья не является. Межу ними часто вспыхивали противоречия, и они выходили наружу.
Очевидно, что Нурсултан Назарбаев сворачивает свою активность, как лидер нации, как первый президент, но свое присутствие в тех или иных сферах еще обозначает. Но это больше символизирует преемственность курса. Мы понимаем: нужны определенные реформы, чтобы сохранить политическое наследие Елбасы и те ценности, которые содержались в его идеологии. Поэтому придется пожертвовать какими-то институтами, созданными при нем, и какими-то фигурами. Сделать упор на стабильность и согласие в обществе — это было одним из главных приоритетов политики первого президента. Пришло время подумать о реорганизации выборного поля, партийного сектора. Много разговоров ходит и о необходимости реформировать Конституцию.
— Получается, что Касым-Жомарт Токаев реально становится самостоятельной политической фигурой? Конец двоевластию?
— Токаев созрел для реформ. На первый план выходят ценности, связанные именно с политикой Назарбаева, а не фигурой, их олицетворяющей. Какие-то персоналии отходят на второй план, чтобы дать возможность Токаеву перезагрузить всю политическую систему.
Определенные вопросы остаются, но двоевластия как такового нет. И бывший, и нынешний президенты достаточно мудро взаимодействуют по многим вопросам и согласовывают основные решения, чтобы не было лишних разговоров, и Дарига Назарбаева в этот слаженный тандем никак не вписывается. Поймите, если бы Назарбаев не хотел уходить, он бы не ушел. Хотел бы выдвинуть в преемники кого-нибудь другого, он бы сделал это. Да, на первых порах он своим авторитетом прикрыл нового лидера Казахстана, но ровно до того момента, пока не увидел – преемник готов к самостоятельному плаванию. Назарбаев возвращаться на пост президента не намерен. А Токаев показал, что перечеркивать всю политику своего предшественника не собирается.
Фото: Reuters