Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg.
Среди людей, политических элит сейчас очень распространены штампы, что «история всегда повторяется» и что «история ничему не учит», не понимая, что это определение Истории имеет больше отношение к глупцам и безответственным людям. Уроки истории также учат, что «все надо делать вовремя». История является поводырем человечества, когда не знаешь, что делать или куда идти, она также предостерегает нас от совершения новых ошибок, многие из которых могут быть роковыми. История может быть и надзирательницей, которая жестоко наказывает тех, кто игнорирует ее уроки. Цель уроков истории — научиться жить по биографиям других деятелей, обучение положительному опыту выживания человечества. Быть ответственным за собственную жизнь, за тот выбор, который ты сделал в жизни. История не заключает в себе ни положительного финала, ни благих пожеланий. Она является лишь продуктом творческой человеческой деятельности.
После смерти царя Николая I Палкина, который держал всю Россию в кулаке, управлял империей жестко и непримиримо, даже вопреки начавшимся сильным историческим тенденциям движения к свободе, наблюдавшимся в Европе после окончания наполеоновских войн, к власти пришел его сын император Александр II, нареченный в народе за свои великие дела и реформаторство «царем-освободителем». Отец на смертном одре предостерегал сына от либеральных наклонностей и вольностей, чтобы он тоже правил Россией жестко и беспощадно, как это делал он, хотя и признавался, что передает ему в наследство «неблагополучное хозяйство», которое сын должен поправить.
Но новый царь в это время уже хорошо понимал, что для того чтобы сохранить самодержавие и царскую династию, ее надо ограничить, как в Европе, и приступил к политике реформ.
У него, как и у многих правителей, тоже был острый кадровый голод, ибо отец его выкорчевал из системы управления и правящей элиты после разгрома декабристов и сочувствующих им, всех вольнодумцев и иже с ними, окружив себя реакционерами и ретроградами.
За неимением оного он начал реформы вместе с ними, расставив вчерашних душителей свободы на ключевые посты, что вызвало в обществе открытое недоумение. Как так можно?
Но, получив новое назначение, старые кадры с прежней ретивостью и настойчивостью стали готовить либеральные реформы по освобождению крепостных крестьян, писать всякие там воззвания, конституции и декларации, удивив многих своей приверженностью идее реформ, что породило у общественности новые вопросы. «Как можно доверять судьбу реформ кадрам, у которых нет своего мнения»? И ответом на это всеобщее удивление стала фраза одного известного царедворца-ретрограда: «Говорите, что у меня нет своего мнения? У меня есть свое мнение, выработанное и выкристализованное десятилетиями моей службы. Но когда государь требует от меня сделать то, что противоречит моему мнению, я решительно оставляю свое мнение в прошлом и делаю то, что мне повелят». И либеральные реформы в России были проведены, которые российские революционные деятели, в частности, народники, назовут «половинчатыми». С гибелью царя от рук революционных террористов, заподозривших в его освободительных реформах подвох и обман, Россия была снова политически откинута в прошлое, «заморожена» новым царем Александром III, который пошел по стопам деда, и тем самым проложил прямой путь к катастрофическому сценарию развития России в XX веке, гибели самодержавия и династии Романовых, просуществовавшей 300 лет.
Когда Александр II погиб, не понятый своим народом и мечтая даровать своему народу конституцию (это должен быть следующий акт, после манифеста об отмене крепостного права 1861 года), один из чиновников-ретроградов с облегчением произнес: «Хорошо, что государь-император погиб, а то своими реформами он страну до такого бы довел…», не понимая и не желая понимать, что реформы сложное и трудное дело, но не делать их еще опасней для судеб страны. Трагическое крушение Российской империи с лихвой подтвердило это опасение.
Великолепный урок истории преподает история Российской империи для стран переходного периода — у политики реформ нет альтернативы, а у самодержавия и диктатуры в XXI веке нет исторического будущего.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.
На фото: В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации.