Интернет-ресурс Kloop.kg опубликовал материал под заголовком «Кланы, коррупция и контрабанда на Шелковом пути».
Журналистам Kloop.kg, радио «Азаттык» и OCCRP (международное объединение СМИ и отдельных журналистов, расследующих коррупцию – прим. ред.) удалось выйти на Айеркена Саймаити. Он открыл журналистам подробности контрабандных и коррупционных схем на таможне в период с 2011-й по 2016-й годы.
Рассказываем коротко в вопросах-ответах о сути этого расследования.
Кто такой Айеркен Саймаити
Айеркен Саймаити — 37-летний уйгур китайского происхождения, переехавший в Ош в 1999 году. Занимался отмыванием денег. Он утверждал, что за пять лет — с 2011-го по 2016-й годы — вывел из Кыргызстана в дюжину стран мира через банки и наличными не менее $700 миллионов. Для транзакций были фиктивные контракты, а наличность перевозили специальные курьеры, декларировавшие деньги, как свои средства. Действовал Саймаити в интересах уйгурского клана Абдукадыра.
В 2017 году между Саймаити и кланом Абдукадыра произошел конфликт по невыясненной причине. Весной 2017-го Саймаити избили неизвестные люди в гостинице в Оше. После этого через Таджикистан он сбежал в Турцию. У Саймаити были проблемы и с кыргызским законом. В мае 2017 года Ошский городской суд вынес решение об аресте предпринимателя. Но Саймаити к тому времени уже покинул Кыргызстан. Позднее его объявили в розыск по линии Интерпола. Саймаити обосновался в Турции и надеялся в 15-х числах ноября 2019 года получить турецкое гражданство. Но 10 ноября вечером его застрелили в одном из стамбульских кафе. Перед этим ему неоднократно угрожали.
Что за клан Абдукадыр и какие у него были интересы в Кыргызстане
Глава клана – 55-летний уйгур китайского происхождения Хабибула Абдукадыр. Точной информации о том, сколько братьев и ближайших родственников у Хабибулы Абдукадыра, нигде нет. Известно, что у него есть минимум три брата которые носят разные фамилии. Хабибула Абдукадыр имеет паспорт Казахстана, который он получил в ноябре 2011 года и вид на жительство в ОАЭ, полученный в 2012 году.
Клан Абдукадыра организовал масштабную коррупционую схему на кыргызской таможне с целью провоза контрабандного груза из Китая на рынки в Узбекистан, Казахстан и Россию. Грузы растамаживались по льготным тарифам и не соответствовали реально провозимому товару. В основном оформлялись, как текстиль, на который самые низкие таможенные пошлины. Ввоз в Россию и Казахстан китайских товаров под видом кыргызских позволял избежать сборов, предусмотренных Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). По информации Саймаити ««плата» за каждый грузовик, который чиновники пропускали через таможню, составляла от $4,6 тысячи до $5 тысяч. Если использовать его оценку в 600 грузовиков в месяц, то ежемесячный доход составлял до $3 миллионов. Саймаити также пояснял, что эту сумму распределяли среди различных чиновников и сообщников на разных уровнях правительства».
При чем здесь Райымбек Матраимов
Саймаити считал, что именно Матраимов в бытность высокопоставленным должностным лицом на кыргызской таможне руководил сбором и распределением взяток от семьи Абдукадыра.
Кроме того, супруга Райимбека Матраимова Уулкан Тургунова является бизнес-партнером Хабибулы Абдукадыра и его братьев. В Дубае они строят пятиэтажный комплекс «Многоквартирное здание Habib Residences — JVC Dubai». Оно описывается как здание на 82 квартиры с магазинами на первом этаже и спортзалом, а также «с бассейнами на крыше, с которой открывается вид на новый торговый центр Jumeirah Village Circle». Кроме пятиэтажного здания, которое должны завершить к концу этого года, жена Матраимова Уулкан Тургунова также приобрела участок земли, на котором это здание находится. Помимо этого, она владеет еще одним участком и квартирой в Дубае. Тургунова потратила на эти приобретения как минимум $12 миллионов в период с 2015-го по 2017-й годы.
Два участка Тургуновой находятся в Jumeirah Village Circle — это район Дубая, застроенный виллами и дорогими особняками, расположенными вдоль главной магистрали эмирата. Квартира Тургуновой находится в здании, строительство которого завершится в конце 2019 года в близлежащем районе Jumeirah Beach Residence.
Базу данных об имуществе и его владельцах приобрела неправительственная группа C4ADS, которая затем передала ее журналистам OCCRP. Хотя в базе данных нет точных дат приобретения имущества, она отражает местонахождение объектов, контактные данные покупателей и — часто — стоимость.
Документальные подтверждения в расследовании
Журналисты получили от Саймаити документацию не на все $700 миллионов, выведенные им из Кыргызстана за период с 2011-го по 2016-й годы, а примерно на половину этой суммы. Саймаити предоставил таможенные декларации на вывоз наличных, банковские платежки, выписки со счетов, договоры и другие подтверждения. В этих документах указаны отправитель, получатель, даты, номера счетов, а также страна назначения.
На $2,4 миллиона, которые, как утверждал Саймаити были переведены на счет благотворительного фонда Матраимовых в 2016-м и 2017-м годах есть две оригинальные банковские выписки, каждая из которых показывает переводы в $100 тысяч в «Фонд имени Исмаила Матраимова» от жены Саймаити. Остальные документы, «которые показывают перевод оставшихся $2,2 миллиона, полученных фондом, репортерам передали в электронном виде. Это означает, что их подлинность нельзя подтвердить, и остается вероятность того, что они могли быть подделаны. Общественность ждала ответов. Поэтому репортеры продолжали искать информацию, требуя от Саймаити оригиналы документов остальных банковских переводов. Саймаити отказывался, настойчиво повторяя, что эти переводы действительно были, что они произошли под его надзором. Он так и не представил оригиналы этих документов — вместо этого он давал обещания, а затем исчезал на несколько дней, уклончиво поясняя, зачем ему нужно еще время» — цитата из расследования Kloop.kg
Саймаити также передал журналистам книгу учета, в которой он отслеживал финансовые переводы за период с августа 2016-го по февраль 2017 года.
Важное дополнение
Служба финансовой разведки дважды — в 2014-м и 2016-м годах — заявляла, что она предупредила и МВД, и финпол о возможном отмывании денег со стороны Саймаити. Но никакой реакции не последовало. (Напомним, что в это время президентом Кыргызской Республики был Алмазбек Атамбаев — прим.ред.)
В июле 2019 года финпол заключил, что Саймаити отправил за границу в общей сложности около $647 миллионов за 2631 отдельный денежный перевод. Суммы перечислялись под самыми разными предлогами, включая исполнение контрактов на поставку текстиля, моторного масла и запчастей. Финразведка не сделала никаких собственных заключений о природе этих переводов, хотя глава службы однажды — до окончания их расследования — заявил в парламенте, что они могли отражать нормальную бизнес-активность.
Несколько родственников Бакира Таирова, главы финансовой полиции, имеют бизнес-отношения с двумя компаниями Абдукадыра. Брат Таирова Искендер — бизнес-партнер компаний AKA Petroleum и Biznisnur. Вместе они основали «Терексай Жаштары» — компанию, которая в 2014 году приобрела в Кыргызстане месторождение сурьмы за $4,5 миллиона.
После того, как Искендер погиб в 2016 году в автокатастрофе, его долю в компании унаследовала его жена Чолпон Эльмуратова.
Кроме этого, глава «Терексай Жаштары» Токтосун Туманбаев женат на младшей сестре Бакира Таирова.
Таиров подтвердил в интервью все эти связи, но заявил, что он ничего не знает о бизнесе своих родственников и опроверг возможность того, что это могло повлиять на ход расследования.
«Не будет никакого конфликта интересов, — сказал Таиров. — Я принципиальный человек».
Во всей этой истории я не понимаю две вещи:
1) Зачем он сдал своего шефа азаттыку, ради чего, он хотел помочь Кыргызстану в борьбе с корупцией ? Даже если предположить что азаттык по обещал ему денег за информацию то никто кто хочет жить не делает как он смысле время не тянет, там на оборот как можно быстрее сливаеш информацию общественности потому что после этого убивать уже не имеет смысла, а теперь можно что угодно плести Саймаити не опровергнет он мертв.
2) Почему он бежал в Турцию а не в США ведь он знал что в Турции или в Арабских старанах его достанут, он же знал что у них там бизнес.