В связи с заявлением экс-президента Алмазбека Атамбаева от 31 июля 2019 года Генеральная прокуратура сообщила следующее.
«Уголовное судопроизводство на территории Кыргызстана осуществляется в соответствии с Конституцией и уголовно-процессуальным законодательством страны.
В настоящее время по уголовному делу о незаконном освобождении Азиза Батукаева Алмазбек Атамбаев является свидетелем. Так как в материалах уголовного дела есть показания других участников о том, что Алмазбек Атамбаев знает об обстоятельствах этого дела. Поэтому следственными органами он был вызван на допрос в качестве свидетеля.
В соответствии с УПК КР одним из основных задач уголовного судопроизводства является полное расследование преступлений.
Согласно статье 82 УПК КР доказательствами по делу являются полученные в установленном законом порядке сведения, на основе которых орган дознания, следователь, прокурор, суд определяют наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела. Источниками доказательства также является показания свидетеля.
Также статьей 58 УПК КР свидетелем признается лицо, вызванное для дачи показаний об известных ему обстоятельствах по уголовному делу или делу о проступке.
По решению следователя, прокурора, суда лицо, привлеченное в качестве свидетеля, может быть вызван на допрос. Свидетель вызывается на допрос повесткой, которая может быть вручена ему под расписку или передана с помощью средств связи. С момента вызова на допрос лицо начинает нести обязанности свидетеля и наделяется соответствующими правами. Одним из обязанностей свидетеля является, явка по вызову следователя и правдиво сообщить все известное по делу и ответить на поставленные вопросы.
В данном случае показания Алмазбека Атамбаева по обстоятельствам расследуемого уголовного дела необходимы. Все вышеуказанные действия досудебного производства соответствуют Конституции КР и уголовно-процессуальному законодательству.
Однако в нарушение установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка Алмазбек Атамбаев под различными предлогами игнорирует повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля. Предложения Алмазбека Атамбаева и его представителя следственным органам найти компромисс в сложившейся ситуации, является прямым нарушением действующего уголовно-процессуального законодательства. Проведение каких-либо следственных мероприятий не предусмотренных УПК КР неприемлемо. Если свидетель Алмазбек Атамбаев желает проведения всестороннего и объективного следствия, он должен явиться на допрос и рассказать о всех известных ему обстоятельствах по данному делу.
Следует подчеркнуть, что действия следственных органов по вышеуказанному делу, проводятся строго в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства КР.
Необходимо отметить, что обращение в Конституционную палату не является основанием приостановления действия нормативного правового акта и для проведения следственных мероприятий.
В соответствии с Законом «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», Конституционная палата признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции КР. Проверка законности или незаконности допроса не входит в полномочия Конституционной палаты. Он не может выступать надзорным органом по вопросам законности допроса.
Согласно решения Конституционной палаты Верховного суда КР от 3 октября 2018 года статья 12 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» была признана противоречащей части 3 статьи 16 Конституции, в той мере в какой эта норма не предусматривает процедуру привлечения к ответственности экс-президента за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента Кыргызской Республики.
Конституционной палатой Верховного суда было отмечено, что «правовой иммунитет экс-президента должен иметь конкретные правовые рамки, а итоговое решение о его преодолении, независимо от предварительных процедур, должно быть не менее сложным, чем принятие решения об отрешении от должности действующего Президента, иначе рассматриваемый правовой механизм утратит свое первоначальное предназначение, заключающееся в выполнении публичной, конституционно значимой задачи по обеспечению деятельности президента Кыргызской Республики. В этой связи и в целях исключения возможного неоднозначного понимания ответственности экс-президента оспариваемая норма требует юридической нормировки посредством принятия Жогорку Кенешем соответствующих поправок в Закон КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики.
В соответствии со статьей 97 Конституции КР решение Конституционной палаты Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
В рамках исполнения решения Конституционный палаты Верховного суда был принят Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» от 15 мая 2019 год, которым установлены процедуры лишения статуса экс-президента и привлечения его к уголовной ответственности», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.