Каныкей МАНАСОВА — специально для Elgezit.kg
История отечественного кинематографа неразрывно связана с «кыргызским чудом» — признанными в мире и названными так фильмами, созданными в 1960-1970-е годы в республике. С той поры прошло много времени: Кыргызстан обрел независимость, национальная киноиндустрия пережила не один трудный год. А за последние десять-пятнадцать лет наблюдается тенденция к оживлению кыргызстанского кино – появился закон о поддержке кинематографии, режиссеры снимают новые фильмы, к некоторым из них все более проявляют интерес в других странах. Жизнь продолжается, коротко говоря. Значит ли все происходящее в киноотрасли страны, что «кыргызское чудо» возрождается, или для этого требуется нечто большее? С этого вопроса началась беседа с известным кинообозревателем Нурбеком Имановым.
— Сам феномен «кыргызского чуда», на мой взгляд, трактуется несколько превратно. Безусловно, это были прекрасные картины талантливейших режиссеров. Чудом все же является бурное развитие кинематографа, способного удивлять и восторгаться зрителей и зарубежных критиков, за столь короткий срок. Ну, а сегодняшний кинематограф в Кыргызстане напоминает, скорее, хаотичные попытки отбить вложенные деньги и периодически напоминать о себе, если говорить о коммерческом кино. Авторское же кино все еще блуждает в поисках формы и стиля, балансируя между наработками эпохи «кыргызского чуда» и попытками удовлетворить запрос западного зрителя на экзотику. Иногда кажется, что кыргызские режиссеры действительно не понимают, что кроме историй про столкновение провинции и города и про жизнь на фоне красивой природы и лошадей, есть еще и другие темы, на которые можно снимать кино.
— Как колумнист и радиоведущий вы делаете обзор зарубежных картин и новинок. Почему не кыргызстанских?
— Если говорить о конкретном периоде (лете), то сейчас не сезон. Скорее всего, проекты, которые мы увидим уже осенью или зимой, в настоящее время находятся на стадии съемок или постпродакшна. А для Голливуда сейчас как раз сезон блокбастеров и выхода в широкий прокат того же фестивального кино. Причина только в этом.
— Тогда в чем проблемы нашего кинопроцесса?
— Вот это не ко мне (улыбается).
Об отечественном кино
— Сегодня заметно сократилось расстояние между поколениями и практически исчезла возрастная профессиональная иерархия. Можно ли сказать, что кинематограф КР сильно помолодел, и какие в этом плюсы и минусы?
— Я вижу в этом только плюсы. Так уж сложилось, что ныне живущие ветераны нашего кино прошли период становления при советской власти, в той конъюнктуре и при тех правилах. А сейчас все это кардинально поменялось — технологии, подход к процессу съемок, стало больше творческой свободы. Кроме того, многие кинематографисты старшего поколения относятся к своим регалиям и статусу слишком ревностно, часто, выступая стороной, принимающей решения, отвергают какие-либо идеи и сценарии, не укладывающиеся в их безнадежно устаревшее мировоззрение.
С другой стороны, условным минусом может стать тот факт, что в этой сфере появилось слишком много случайных людей, наводнивших кинозалы низкокачественным ширпотребом. Условность здесь заключается в том, что при таких обстоятельствах вероятность появления талантливого дерзкого самоучки, вроде Квентина Тарантино, гораздо выше.
— Назовите отечественные (авторские, не коммерческие) ленты, созданные за последние два-три года, которые впечатлили вас.
— «Кентавр» — одного из мэтров современного кыргызского кино Актана Арым Кубата. Эта картина местами слишком прямолинейно о нашем обществе, о роли в нашей жизни искусства и религии, о человеке и о стремительно вытесняемых чуждыми консервативными взглядами ценностях.
— Есть мнение, что сегодня фильм можно снять и на камеру мобильного телефона. Как вы относитесь к подобному творчеству и попадались ли вам достойные внимания работы наших режиссеров?
— Если это оправдано сюжетом и подано стильно, почему бы и нет. Кинематограф, особенно современный, очень дружелюбен к новым технологиям. Что-то приживается и становится неотъемлемой частью процесса производства, а какие-то экспериментальные методы быстро себя изживают.
Что касается наших режиссеров, то навскидку приходит только злоупотребление съемками с использованием дронов. Часто это делается без никакого смысла для повествования, просто ради красивой картинки.
О мировом кино
— Каковы популярные темы, конъюнктура и мода на сюжет в мировом кино? Что особенно актуально сегодня?
— Как и практически за всю историю существования кинематографа, темы и моду определяют какие-то социальные резонансы, политическая повестка и то, что на слуху у большинства. Сейчас все больше становится картин, ставящих во главу угла феминизм и инклюзивность. У широкого зрителя очень популярны комикс-экранизации.
— По мнению критика Антона Долина, главными тенденциями кино XXI века являются девальвация авторства и сюжетности, желание говорить об этических, а не об эстетических проблемах современного общества, расширение географии кино, развитие кинематографа меньшинств. Вы согласны с ним?
— Согласен. Но не думаю, что эта тенденция переживет даже десятилетие. Рано или поздно всем надоест мусолить одно и тоже, и тенденции могут «качнуть» в другую, совершенно непредсказуемую сторону. Например, в прошлом десятилетии все смеялись над фильмом «Солдаты неудачи» и никого совсем не оскорбляло, что в нем есть персонаж, сыгранный Робертом Дауни-младшим, который ради «Оскара» сделал себе операцию по изменению цвета кожи. Сейчас я не могу себе представить, чувства скольких людей это задело бы и оскорбило.
— У вас нет ощущения, что в современном мире время идет слишком быстро, и художник (режиссер) просто не успевает его осмыслить?
— Мне кажется, нам всем просто надо приспособиться к такой реальности, в котором вся конъюнктура меняется очень быстро. А талант художников или творцов, как и было во все времена, зависит от того, будет ли актуальным или интересным его творение через какое-то время.
— Вы хотите сказать, что если творение художника перестанет интересовать зрителей, то талант его уменьшится или совсем сойдет на нет?
— Не обязательно. Если человек талантлив, он таковым и остается, по крайней мере наиболее его значимые произведения останутся в памяти и станут частью популярной культуры. Просто иногда, к сожалению, бывает, что очень хорошая, интересная вещь не находит отклика у зрителя и быстро забывается.
— Каково будущее современного кинематографа, на ваш взгляд? Есть ли в нем место для классических методик, не вытеснят ли их 3D и компьютерные эффекты?
— Вряд ли что-то сильно изменится в следующие 10-15 лет. Технологии улучшаются. Но, например, киноверсия «Короля льва» всем продемонстрировала, что все современные технологии еще не скоро смогут соперничать с магией старой доброй классической анимации.
— И вы совершенно правы, говоря это. Спасибо за интересную беседу.