О кыргызско-таджикской границе в преддверии ожидаемой встречи двух президентов
В юго-западном крае Кыргызстана, выступающем клином вперед и потому окруженном почти вкруговую территорией Таджикистана, местное население по обе стороны границы живет в состоянии некой двойственности. С одной стороны, эти сообщества плотно соприкасаются в повседневной жизни, делят между собой, так сказать, хлеб насущный, но с другой стороны, именно в том районе чаще всего слышны конфликты, видны встревоженные скопления, а порой бывает и стрельба. Будет ли положен конец такой двойственности и заживут ли соседи в мире и согласии, без ссор и взаимных упреков после встречи президентов двух стран?
Вряд ли получится, что предполагаемая встреча президентов Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона в приграничном с Кыргызстаном городе Исфара разрешит все имеющиеся взаимные претензии и принесет стабильный мир и согласие. Но там, где есть проблемы и тревога, там всегда теплится и надежда. Есть надежда, что данная встреча может положить начало качественно иному, более серьезному подходу к разрешению приграничных проблем региона.
Проблемы возникли как только два соседа стали суверенными государствами. С ростом экономических потребностей и растущим дефицитом водных, земельных и пастбищных ресурсов, она лишь возрастала.
Детальную карту того уголка Кыргызстана и Таджикистана стоит рассмотреть и прочувствовать: это поистине сложный участок, где населенным пунктам Кыргызстана неизменно приходится контактировать с таджикскими и наоборот – нескольким селениям Таджикистана необходимо проходить через кыргызстанские участки, чтобы добраться до остального Таджикистана. Имеются сложные участки как в Баткенском районе – особенно известным и наиболее сложным является участок Аксай-Ворух – так и в Лейлекском районе, где приграничные села Максат, Арка и Кулунду иногда тоже оказываются в центре стычек с соседями. В связи с неразрешенными линиями границы между двумя странами, а также несогласованными принципами пользования общих ресурсов и инфраструктуры, и на фоне каждодневных нужд жителей, неудивительным образом, периодически возникают конфликты.
На проблемы этого приграничного региона можно смотреть с разных углов. Самый базовый, но теперь уже сложившийся факт, от которого не сбежать – это как мозаично протянутая линия границы с советских времен, как будто специально сделанная так, чтобы потом невозможно было разделить на две стороны. При этом, советская картография работала с регионом не однажды, а несколько раз, составив в результате карту с 1920-х годов, которую предпочитает Таджикистан, и более позднюю карту с 1950-х и далее, за которую держится Кыргызстан. Важнейшей ошибкой, наверное, было не обратиться к вопросу установления границ в самом начале независимости в 1990-х годах и не договориться черным по белому, что линии границ – что в том регионе, что по всем другим участкам – будут основаны там, где они оказались в 1991 году. В принципе, такое соглашение и имело место, но оно не детализировалось и тем более не конкретизировалось на местах, позволив впоследствии появиться серьезным осложнениям, коих в ранние 1990-е еще не было.
Во-вторых, упустив такую возможность в те ранние годы независимости, обе страны – точнее, столицы и руководства обеих стран – позволили себе отстраниться от проблем и вызовов этих регионов: Баткенской области Кыргызстана и данных районов Согдийской области Таджикистана. Сам факт того, что президент Рахмон собирался впервые с 1993 года посетить поселок Ворух говорит о многом. Хоть он и является отдаленным селом, Ворух явно не мог быть просто забыт – с многотысячным плотным населением среди гор, ведь он с большой регулярностью становится очагом напряжения. О нем как раз говорят и договариваются стороны во время каждой межправительственной встречи по вопросам границ.
Бишкек не забывал о своих селениях в отдаленном регионе настолько долго, но и он всегда оставлял эти районы Баткенской области с меньшим уровнем внимания, с меньшим приоритетом по сравнению с более центральными районами. Неким будильником явились баткенские события 1999 и 2000 годов, в результате которых была создана сама Баткенская область и власть стала уделять больше внимания.
В данный момент реалистичных подходов к решению спорных вопросов по линии границы почти нет. Оставляя все как есть, постараться просто по метрам и сантиметрам согласовать и прочертить линию раздела, если даже такое мыслимо – значит, оставить множество спорных вопросов по воде, дорогам, пастбищам и другим нуждам, которые обязательно продолжат возникать.
Согласовать какой-либо обмен территориями – так, чтобы какие-то села полностью переселить в новые места и таким образом решить вопрос анклавов и других сложностей – тоже почти невозможный вариант, влекущий как затратность, так и крайнее сопротивление или недовольство жителей, которых такой обмен коснется.
Выделить небольшую территорию для того, что дать дорогу селу Ворух соединиться с основной территорией Таджикистана – было бы очевидно невыгодно для Кыргызстана, сделав весь Лейлекский район де факто анклавом у соседа, и при этом оставило бы конфликтогенность данного участка какая она есть.
Для более сложного и цивилизованного разрешения вопроса – так, чтобы двум странам и особенно жителям данных районов не было нужды расчерчивать линии границ, а жить одной взаимосвязанной, мирной и доброй жизнью, потребуется еще больше: для начала надо обеспечить экономическое и социальное развитие этих районов на высоком уровне, дать образование, общественный и законный порядок, всю необходимую инфраструктуру.
Такой цивилизованный вариант видится чуть ли не наименее возможным. Однако любая приграничная жизнь, где плотно и тесно сосуществуют сообщества, именно к этому и должна стремиться. Важной ошибкой, которая наблюдается очень часто в обсуждениях проблем этого региона, является думать, что с делимитацией и демаркацией линии границы все нынешние проблемы разрешатся. На самом деле потребность в воде, земле, пастбищах, дорогах останется. Споры и взаимные требования останутся, но из-за того, что границы оформятся, возможно, и тон и настроения в конфликтах станут более резкими, менее компромиссными. Возможно, этого не будет и все станет легче, однако пока что нет какой-либо основы в это верить.
Стало быть, какой бы вариант разрешения проблем в регионе два президента ни предложили друг другу и местным сообществам в Баткене и Исфаре, они должны понимать, что без всеобщего и ощутимого развития своих регионов, поднятия уровня жизни с обеих сторон, более частых визитов и более пристального внимания к этим своим районам, будет очень сложно обеспечить устойчивый мир и добрососедство. Чтобы надежды победили над тревогами, границы должны стать не столько линиями раздела, сколько зонами общения и дружбы.
P.S. Не успели высохнуть чернила на этом письме, как говорится, как опять появилась нерадостная новость: в точке между селами Ворух и Аксай в очередной раз столкнулись люди, применили огнестрельное оружие, дюжина людей с обеих сторон пострадала, и ситуация оставалась напряженной, с перекрытыми дорогами для обеих сторон, в ожидании чуда от встречи президентов. По иронии, конфликт произошел именно из-за ожидаемого приезда президента в Ворух – жители, усердно облагораживая свое село, решили в том числе еще и флаг своей страны установить у въезда в село на точке, которая, как оказалось, является спорной и не очерченной. В таком деликатном вопросе как спорная граница, установление главного государственного символа одной стороны на спорном месте – или даже близко к таковому – есть не что иное как провокация. Вполне возможно, что сельчане это сделали без злого умысла, в порыве патриотизма.
Возникший конфликт напомнил еще об одном элементе, который присутствует в данной ситуации – эмоциональная составляющая. Если в ранние 1990 этого элемента не было, или было меньше, то с течением времени, от обострения к обострению, с каждой понесенной жертвой, с каждым брошенным камнем и выстрелом из оружия, обе стороны становились все более и более бескомпромиссны, все более укреплялись в сакрализации каждой пяди, каждого сантиметра «своей» земли. Такая сакрализация и эмоции, чаще всего, ведут к глубокой неприязни и даже враждебности к другой стороне. Такое отношение, к сожалению, особенно сильно подпитывается однобоким освещением каждого случая в СМИ двух стран – у каждого, как говорится, противный виноват.
Установление мира и разрешение сих споров, поэтому, потребует не только технической работы, и не только экономической, но и общительной: соседствующие сообщества должны будут научиться принимать друг друга с уважением и доверием, а не как врагов.
Эмиль Джураев
Источник: https://cabar.asia/ru/aksaj-voruh-reshenie-problemy-cherez-razvitie/?fbclid=IwAR3t8qLsnW_RYqT5hv97JE0eDE2yV5N6QRqc7B2RuFh7u3v5ovEJIgVY7Zk