Каныкей МАНАСОВА — специально для Elgezit.kg
Закон, согласно которому не менее половины эфира телеканалов Кыргызстана должен занимать контент на государственном языке, не менее 50 процентов — контент отечественного производства, вступил в силу еще в 2017 году. Однако не все каналы выполняют эти требования, из-за чего телекомпании терпят немалые убытки. При этом к настоящему времени более десяти отечественных каналов могут быть оштрафованы за невыполнение лицензионных требований. Такими данными на круглом столе «Телеканалы Кыргызстана могут прекратить работу? О непростой ситуации на ТВ», прошедшем в мультимедийном пресс-центре Sputnik в Бишкеке, поделилась завотделом правового обеспечения, лицензионного контроля и организационной работы департамента информации и массовых коммуникаций при Минкультуры КР Кыял Кенжематова.
Эта тревожная мысль, прозвучавшая в ходе обсуждения на круглом столе, не оставила равнодушными также российских коллег с экспертно-информационной площадки «Ритм Евразии». На сайте проекта журналист Ольга Богданович опубликовала материал «Пророссийское или проамериканское? Киргизское ТВ у точки невозврата», в котором анализирует, с чем пришло национальное телевидение Кыргызстана к своему 65-летию, и что может с ним случиться, если государство не возьмет в свои руки контроль над исполнением законодательства в сфере теле- и радиовещания. Редакция Elgezit.kg считает мысли, изложенные автором в статье, своевременными, и предлагает их читателям вместе с мнением отечественных экспертов в данной сфере.
«Фон дискуссии – очередной рецидив хронического политического кризиса, спровоцированный взбалмошными панами (пардон, манапами), гармонично оттенил суть проблемы: проведя 28 лет в междоусобных распрях и разглагольствованиях о демократических ценностях, так называемая элита страны оказалась не в состоянии приумножить доставшееся ей в дар от советской эпохи наследие, фактически отдав на откуп иностранным акторам даже собственную идеологию с многомиллионным оборотом.
Ровно два года назад Киргизстан – участник международного соглашения Женева-2006 – полностью перешел на цифровой формат вещания, одновременно подкрутив гайки в законодательстве в сфере теле- и радиовещания. Внесенные поправки, обязавшие местные телерадиокомпании начать блюсти авторские и смежные права, 50% эфирного времени отводить контенту на государственном – киргизском – языке, а половину транслируемой в эфир телепродукции создавать собственными силами, завели в тупик всех субъектов права. У одних за два года так и не нашлось средств на осуществление эффективного мониторинга ТВ-эфира на предмет соответствия законодательству, у других – на отказ от «пиратства». «Суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения, – подчеркнул генеральный директор НТС Миржан Балыбаев. – Правила не исполняются, потому что на центр мониторинга нет жалких 2 миллионов сомов» ($29 тыс. – О.Б.).
Согласно данным исследования «Медиа предпочтения населения Кыргызстана», проведенного группой международных организаций, долей собственного эфира, превышающей 50%, могут похвастаться лишь 10% телекомпаний страны. Пиратские трансляции в Киргизстане, кстати сказать, вовсе не дурная привычка брать чужое, а вынужденная мера: создание собственных телевизионных программ, как на русском, так и на киргизском языке для частных телекомпаний – дорогое удовольствие, источником финансирования которого может являться лишь продажа рекламного времени.
Вот только киргизский «рекламный пирог», объем которого, по оценкам экспертов, составляет всего $10 млн, приходится по крохам делить между выросшими на волне цифровизации десятками телекомпаний. Согласно данным департамента информации и массовых коммуникаций при Министерстве культуры, информации и туризма КР, в стране на сегодняшний день в эфирном сегменте (4 мультиплекса) вещают 62 телеканала. Ко всему прочему рекламодатели, по словам руководителя телеканала «Апрель» Дмитрия Ложникова, предпочитают каналы, транслирующие пиратскую продукцию, поскольку те имеют больший зрительский рейтинг.
Сложнее всего приходится испытывающим помимо финансового еще и кадровый дефицит региональным телеканалам, вынужденным на коммерческой основе транслировать тои – семейные пиршества по случаю свадеб, дней рождений, обрезаний наиболее зажиточной части населения киргизской периферии. Тут вам и национальный контент, и какая-никакая прибыль.
Возникший нонсенс – наличие закона при отсутствии механизмов контроля над его исполнением – привел к тому, что те частные телекомпании, которые предпочли не отступать от буквы закона, терпят существенные убытки. «Несправедливо, – сетует генеральный директор NEXT-ТВ Омурбек Сатаев, – когда одни стараются, а другие даже не пытаются создавать что-то свое». В числе «других» – ряд не брезгающих «пиратинкой» государственных телеканалов (всего их в республике около 20), на финансирование которых ежегодно из бюджета страны выделяется около $14 млн.
В сокращении их количества по результатам государственной проверки и перенаправлении части выделяемых им бюджетом сумм на создание отечественного контента через госзаказы частные телекомпании видят выход из сложившегося замкнутого круга. Кроме того, по их мнению, это поспособствует развитию здоровой конкуренции на ТВ-рынке, а значит, повышению качества создаваемой в Киргизии телепродукции. Тем более что учить киргизских телевизионщиков вызвался фактически сам Голливуд – а точнее, борец за справедливый и процветающий мир – международный совет по исследованиям и обменам IREX (штаб-квартира в Вашингтоне), презентовавший в Бишкеке 30 мая этого года проект Central Asia Design Hub.
Пожелав удачи очередному американскому детищу в Киргизстане, посол США в КР Дональд Лу подчеркнул, что одним из компонентов проекта станет легализация и последующая адаптация ТВ-форматов, произведенных в США. «Я родился в Голливуде и очень горжусь фильмами, которые снимают в моем родном городе, – отметил дипломат. – Я очень рад тому, что всемирно известные телесериалы, мультфильмы теперь можно будет смотреть с качественным переводом на кыргызский, таджикский, казахский, узбекский языки или на английском языке с субтитрами».
Пока же, если верить результатам многочисленных социологических исследований, активно проводимых различными международными организациями, неравнодушными к тому, что и на каком языке смотрят киргизстанцы, в среднем среди частных телеканалов наблюдается преобладание программ на русском языке. Правда, по той лишь причине, что российский телевизионный контент является для Киргизстана пока единственным, получаемым на безвозмездной основе ресурсом, способным заполнить образовавшийся за годы суверенитета эфирный вакуум. Такое положение дел отвечает языковым предпочтениям 35,7% телезрителей страны в целом и более 50% жителей Бишкека, Оша, а также Чуйской области.
По-прежнему на волне популярности в Киргизстане остается российское телевидение, чьи каналы РТР и «Первый» вошли в социальный пакет цифрового телевидения. Доля телепросмотра последнего в среднем по стране составляет около 14%, позволяя каналу занимать второе место в рейтинге наиболее просматриваемых после отечественного ОТРК. По регионам этот показатель существенно разнится, прямо пропорционально отражая языковую ситуацию (уровень владения русским языком): первое место в Бишкеке и Оше, второе – в Таласе и на Иссык-Куле, третье – в Нарынской области и нулевые позиции в Джалал-Абадской. Повод задуматься над тем, что не телевидение формирует языковой ландшафт в Киргизии, а языковая ситуация определяет, быть или не быть здесь российскому ТВ.
Большим заблуждением было бы считать, что деление культурно-идеологической гегемонии российским и киргизским телевидением в стране радует всех, и явлению этому отдельные политические силы не пытаются противостоять. Пик их активности пришелся на 2016 год, когда на правительственном уровне принималось решение о том, включать или не включать ведущие российские каналы с их «тяжелыми дозами кремлевской пропаганды» в бесплатный социальный пакет.
Задаваясь тогда вопросом, можно ли считать нормальным положение, когда элита и народ Киргизстана «находятся под интенсивным воздействием иностранных средств информации, подконтрольных руководителям чужого, пусть и номинально дружественного, государства» (это – о России. – О.Б.), эксперты с трибуны финансируемой Конгрессом США радиовещательной организации «Радио Азаттык» призывали киргизстанцев действовать и «не соглашаться становиться рабами российского зомбоящика».
Тогда российское телевидение выиграло бой, но не войну. Ведь в отличие от него американское ТВ, готовое уже сегодня зайти на киргизский рынок, по оценкам киргизских патриотов, никакой угрозы для информационной и духовной безопасности киргизстанцев не представляет: учтя особенности азиатского менталитета, заокеанские телевизионщики пообещали формировать для страны контент «без анатомических подробностей (насилия, крови, секса)» и оставаться вне политики.
России в этом отношении есть чему поучиться у дяди Сэма. Круглосуточно транслируемая по ТВ «политическая дуэль» с Украиной и Америкой у граждан Центрально-Азиатского региона, 28 лет пребывающих в абсолютной уверенности, что исторически по отношению к ним Россия – страна-агрессор, закономерно вызывает раздражение и обеспокоенность. Восток – дело тонкое, и к нему нужен особый «контент».
Ольга Богданович
Понятно, что в шагах России и США помочь развитию кыргызстанского телевидения присутствует изрядная доля геополитической борьбы, от которой есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов – бесплатный легальный контент для телеканалов, из минусов – пропаганда. Свой вопрос, каким должен быть контент кыргызстанских телеканалов на госязыке, чтобы быть востребованным у зрителей и рекламодателей и не пойти по пророссийскому или проамериканскому пути развития, редакция Elgezit.kg адресовала экспертам.
Марианна Логачева-Шермур, экс-руководитель медиахолдинга «Пирамида», телепродюсер, тележурналист:
— Производство собственного контента — очень дорогое удовольствие. Не все отечественные каналы могут себе это позволить. Государственные каналы практически не зарабатывают сами, сидят на госфинансировании. Очевидно, поэтому не могут позволить себе нанять профессиональных сотрудников, отчего страдает качество контента. Студенты работают зачастую бесплатно, поэтому каналам они выгодны, но навыков, грамотности и опыта работы у них нет. Такого низкого уровня качества контента госканалов не было никогда. Их потенциальную нишу заполняют частные каналы с терпимым качеством.
Я вижу три проблемы: нехватка профессиональных кадров, некомпетентность руководителей и недостаточное финансирование. При таком подходе в ближайшее время в информационном поле Кыргызстана общественное мнение будут формировать зарубежные каналы. Положение ухудшается еще и тем, как практически во всех сферах руководителей назначают по принципу «брат, сват, друг, окул бала» и так далее, что ведет к деградации отечественных СМИ.
По поводу Закона КР «О телевидении и радиовещании». Он не работает совершенно, и каналы, формирующие собственный контент, возмущены, потому что у них большие затраты, а те, которые занимаются просто трансляцией и ничего не вкладывают, зарабатывают чистую прибыль без затрат. Однозначно, это несправедливо. Министерство культуры должно жестко контролировать исполнение закона. Преференций не должно быть ни для кого!
Евгений Белокуров, режиссер телевизионных программ:
— Как ярый противник американского образа жизни, мышления, я однозначно против появления любого их официального продукта в эфире кыргызстанских телеканалов. Хватает и массы фильмовых каналов, и новостных.
Что касается российского вещания, то в Кыргызстане нет засилия — кто хочет смотреть эти каналы, выбирает их сам. Меня и российский развлекательный контент не устраивает за редким исключением.
Что касается соотношения «50 процентов на 50 процентов», то телевидение уже потеряло рекламу, и потеряет ее при любом раскладе — интернет рулит! Все там. Мы (рекламное агентство полного цикла Target Media) сами сейчас продвигаем кампании через СММ и рекламу в соцсетях. ТВ-пакет стоит на самом последнем месте по предпочтениям заказчиков. Не интересно, не интересно смотреть ТВ! Это реальность.
Так как насытить ТВ-контент при формировании программы в соотношении «50 на 50»? Первое: нет универсальной формулы. Второе: нет достаточного финансирования. Третье: нет людей, которые могут создавать этот достойный контент.
Если процентное соотношение менять, не выгребут каналы за счет собственного продакшна. А делать копии постоянные — как время в Бишкеке провести, или приготовить еду, или поговорить с кем-то — это утопия. Неинтересно.