Сразу пять новых кодексов и два закона вступили в силу в Кыргызстане с 1 января 2019 года. Они радикально изменили систему наказаний в стране, как на уровне подхода, так и на уровне реализации.
Однако, население, системных изменений пока не заметило и это, естественно. Согласитесь, знание юридических тонкостей, что теперь будет считаться нарушением, что проступком, а что преступлением или для чего вводится институт пробации, нужно не каждому и не каждый день. Зато увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения и введение штрафа за плевки на улице обеспокоило пользователей социальных сетей не на шутку.
И это тревожный сигнал и, более того, нелицеприятная характеристика нашего общества. Ведь, протестуя против увеличения штрафов за езду без ремня и за езду подшофе, мы, как будто признаем, что в массе своей не готовы соблюдать даже элементарные правила. То есть, мы хотим, как и привыкли, гонять по нашим дорогам не пристегиваясь и в подпитии. И за это нарушение закона даже готовы платить. Но, как раньше. Потому что новые штрафы бьют по карману. И при всем при этом, продолжаем, в зависимости от поколенческой принадлежности, либо ностальгировать по порядку на дорогах в Советские времена, либо удивляться законопослушности европейцев.
Последняя, кстати, весьма эффективно поддерживается, в том числе, жесткой системой штрафов.
За вождение в нетрезвом виде, в большинстве европейских стран штрафы колеблются от 100 до 500 евро. И это при максимальном промиле 0.2-0.5. Непристегнутый ремень безопасности обойдется нарушителю от 25 евро в Польше, до почти 500 евро в Великобритании.
Мы же хотим, чтобы статистическая кривая дорожно-транспортных происшествий начала поступательное движение вниз, и одновременно с этим, возмущаемся, что вместо 300 сомов за непристегнутый ремень, теперь придется платить 1000 сомов в населенном пункте и 3000 сомов на трассе. Ну что же, давайте дальше умирать и потакать противникам увеличения штрафов, аргументирующих свое недовольство тем, что новые суммы непосильны для большинства граждан. Но ведь есть простой выход – не надо нарушать. И все.
Это же относится и к проблеме плевков. А плевки – это, реально, проблема для нас, а не единичное явление. И я никогда не пойму тех, кто героически отстаивает право, скажем прямо, плоховоспитанной части общества, продолжать оплевывать, в прямом смысле этого слова, все вокруг.
Поэтому удивляет и позиция правительства. Сразу после введения новых штрафов, как только пошла первая «волна» недовольства, премьер — министр вроде высказался за удар по карману наших бескультурных граждан. Но тут же предложил пересмотреть «силу» «удара». И, судя по последующим комментариям ответственных членов правительства, «удар» превратиться скорее всего в легкое, безболезненное, почти дружеское похлопывание по плечу.
Власть, безусловно, должна уметь слышать и слушать население. Но слышать и идти на поводу – это разное.
Сегодняшняя ситуация, когда правительство решило отступить и пересмотреть тарифы в сторону понижения, свидетельствует, во-первых, о том, что решения исполнительная власть принимает без должного анализа и прогнозирования возможных рисков и последствий. Иначе, негативная реакция части общества, была бы вполне ожидаема для правительства. И можно было разработать комплекс привентивных мер и не допустить сегодняшнего инфошума.
Во-вторых, шаг назад, который делает сегодня правительство – это вовсе не «работа над ошибками», как нам пытаются преподнести. Это очевидная слабость, которую демонстрирует власть.
Вы генерировали законодательный барьер против такого асоциального явления, как плевки в общественных местах. Цель — благая. Инструмент достижения тоже вполне разумный — плюнул- плати. Так делают не только в Кыргызстане, но, например, и в соседнем Казахстане. Где плевков стало намного меньше. Но потом, вы включаете «задний ход». Потому, что в фэйсбуке начинают скулить те, кто считает, что штраф за поведение, противоречащее нормальным нормам цивилизованного государства, высоковат. А далее вы демонстрируете фантастическую логику: да, плевки — это плохо, это некультурно. Мы хотели с этим бороться, но вот любители плевать против. Они считают, что штрафы слишком большие. Поэтому мы их, конечно, понизим. Так что, плевание вам почти ничего не будет стоить.
Поборемся, но так, чуть-чуть, чтобы никому не обидно было.
Слов больше нет. Если бы это была переписка, то впору применить «эмодзи» обезьянки с закрытыми глазами.
Кыргызстан пережил две насильственных смены Президента, что, естественно, сказалось на сакральности власти. Она ее потеряла. Власть, в прямом смысле, «валялась» на улице и «улица» распоряжалась ей по своему разумению.
Пришли другие времена. После событий 7 апреля страна получила уже второго ( я умышленно не считаю Розу Отунбаеву, потому что там все-таки не было выборов в чистом виде), пришедшего путем выборов, президента.
Уличная демократия или охлократия, как сила, влияющая на принятие решений, должна сойти на «нет». Потому что, государственные решения ну никак не могут и не должны приниматься под влиянием толпы. Власть имеет шанс вернуть сакральность, как неизменный атрибут полной легитимности, реализуя важные для всего общества политические проекты, демонстрируя высокую личную компетентность, твердость политической воли и уверенность в правильности принимаемых решений.
Но для этого, нам всем надо научиться жить по Закону, а не по понятиям.
Сере Чалканова – специально для Elgezit.kg
От редакции: Elgezit.kg не несет ответственности за публикуемый материал и мнение автора может не разделять.