Первые недели после новогодних праздников у основной массы наблюдается апатия. Нет декабрьского азарта, усталость от многодневных обильных застолий. Мозги притупляются, желания тоже. Спать не хочу есть. Запятую поставь там, где хочешь. Раздражает телевизор, из которого вещают одни и те же, одно и то же. Промозглая погода тоже не способствует оптимизму, как и лишние зимние килограммы. Может, именно эта, постпраздничная хандра сказывается на первой реакции на инициативу правительства или с ней действительно что-то не то… давайте разбираться.
Итак, с 1-го января 2019 года в стране значительно выросли штрафы за нарушения правил дорожного движения. За четыре дня 15 водителей по республике выплатили в виде штрафа по 17 с половиной тысяч сомов за езду в нетрезвом состоянии. Благая цель – повысить безопасность на дорогах путем реального удара по карманам нарушителей. Но вот как заставить сотрудников ГУОБДД при осуществлении посреднической миссии по перенаправлению денежных потоков из карманов нерадивых водителей в карман государства не перепутать этот самый карман со своим, задачка не из простых. А мы легких путей и не ищем.
По инициативе Премьер — министра Мухаммедкалыя Абылгазиева цепочка водитель – сотрудник госавтоинспекции приросла новым звеном. За водителем следит сотрудник соответствующего подразделения милиции, за которым, в свою очередь, теперь будет следить МВД в целом, плюс, ГКНБ. Как гордо сообщила пресс-служба правительства Абылгазиев поручил МВД и ГКНБ проводить постоянные рейды по выявлению взяточников на дорогах и строго их наказывать. Этакое наше кыргызское ноу хау по борьбе с коррупцией в рядах «гаишников».
Кстати, коррупция среди дорожных полицейских – это беда не только постсоветского пространства. Во многих странах мира власть обозначает приоритетной задачей борьбу с коррупцией в рядах стражей порядка на дорогах. Но масштабы коррупции на просторах СНГ, не смотря на схожий функционал, и странах Западной и Восточной Европы, Скандинавии или США, конечно, не сравнимы. И противостоят ей уж никак не рейдами по «выявлению взяточников».
Первое средство в борьбе с коррупцией — это высокая зарплата, социальные льготы, повышенная пенсия в перспективе, если нес службу без замечаний и взысканий и тому подобное. Причем, социальные льготы могут предоставляться не только самому полицейскому, но и членам его семьи.
Второе — это минимизация личного контакта полицейского с водителем. То есть в кустах никто не сидит и с жезлом на дорогу не выбегает. Нарушения фиксируются преимущественно видеокамерами и штраф автомобилист получает по почте.
В-третьих, все патрульные машины оснащены камерами наблюдения, которые фиксируют действия полицейских как внутри машины, так и при разговоре с задержанным.
Есть и другие действенные методы борьбы со взяточничеством среди дорожных полицейских. Например, во многих штатах Америки или в той же Литве, введены ограничения на наличие денег у сотрудников, находящихся при исполнении.
Если говорить о странах бывшего советского союза, то самой впечатляющей реформой ГАИ может похвастаться Грузия. Поняв бесперспективность борьбы самой коррумпированной системы с коррупцией внутри себя же ГАИ там просто разогнали за один день. Сразу были уволены почти 60 тысяч человек. После такого радикального шага, в течение нескольких месяцев, была сформирована абсолютно новая структура, малочисленная и с новыми сотрудниками, которым часто приходилось обучаться в процессе службы. И ничего катастрофического не произошло. Порядка на дорогах стало больше, взяток полицейские не берут, машины можно не закрывать, потому что, не угоняют, по улицам ходить безопасно. Реформа в Грузии была проведена в 2003 году. Но, до сих пор, ни одна из постсоветских стран не рискнула продублировать этот впечатляющий опыт.
Предпринимала, правда, попытку после 2014 года Украина. Но, поскольку, реальной политической воли на искоренение коррупции там не было и нет, то все и осталось по-прежнему. Иначе говоря, энная сумма гривен местному «гаишнику» «работает» до сих пор.
Не хочется думать, что политической воли не хватает и нашим, но факты упорно говорят об обратном. Достаточно проследить незавидную судьбу проекта «Безопасный город», первый этап которого нам обещают теперь реализовать в феврале 2019 года. Страна, так сказать, должна помнить своих «героев».
Несмотря на то, что авторство «Безопасного города» многие СМИ приписывают Бабанову, факты говорят о том, что проект начали разрабатывали еще в ЦАРИИ. Тогда, после поездки в Китай, в начале 2010 года, Максим Бакиев загорелся идеей реализовать подобный проект у нас. Но, не сложилось.
В 2011 уже временное правительство, достало наработки ЦАРИИ из запасников и объявило, что в течение полутора лет с улиц Бишкека, Оша и Джалал-Абада исчезнут гаишники. Опять не судьба.
В 2012 году правительство Омурбека Бабанова с энтузиазмом взялось за реализацию проекта и даже был проведен первый тендер. Однако, волшебным образом победителем тендера была объявлена некая китайская компания, в самом тендере участия не принимавшая. Причем, стоимость проекта, таким же, волшебным образом, оказалась выше почти на 25% по сравнению со стоимостью, которую предлагали другие участники тендера. После скандала, который подняла фракция «Ата-Мекен» в Жогорку Кенеше результаты тендера отменили.
В 2014 году прошел тендер номер два. Но его результаты отказался подписывать тогдашний министр внутренних дел Мелис Турганбаев. Турганбаев аргументировал свое решение тем, что тендер, якобы, прошел с многочисленными нарушениями. И самоуверенно заявил, что МВД само реализует проект, чего, естественно, не произошло.
Наконец, в 2018 году, правительство Сапара Исакова безо всяких тендеров заключило соглашение с китайской Huawei Technologies по реализации теперь уже «Умного города». Китайская сторона готова была вложить 60 миллионов долларов в установку системы видеофиксации в Бишкеке, Оше, по дороге на Иссык-Куль, на трассе Бишкек-Ош и по дороге в аэропорт «Манас». Но что-то опять пошло не так и правительство в одностороннем порядке вышло из соглашения. Позже Сапар Исаков обещал реализовать проект собственными силами, но, не успел.
Правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева решило не изобретать колесо и снова вернулось к проекту «Безопасный город». Но, уже даже не смешно. Первый он-лайн конкурс в августе 2018 года дал технический сбой. Однако, позднее, все-таки, состоялся. И, после многочисленных перипетий, подрядчиком проекта в конце прошлого года был определен российский концерн «Вега». Правда, опыта у концерна по реализации подобных масштабных проектов нет. Но не будем придираться, а будем надеяться.
Если опять что-то внезапно не вмешается в планы и мы, действительно, получим не только тестовые камеры на отдельных перекрестках. Как, уже, кстати, было и раньше. И можно будет сказать, что, да, первый шаг на пути реальной борьбы с коррупцией среди сотрудников нашей дорожной милиции, сделан.
А пока, серый январь. Не по краскам, а по настроению.
Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg
Примечание от автора: сплин в пер.c англ. — депрессия