О «трайбалистском болоте» и наивности депутата

Общество 18 Дек 2018 17:40
0 отзывов

Депутат Евгения Строкова на заседании Комитета ЖК КР по социальным вопросам, образованию, культуре и здравоохранению заявила о необходимости бороться с трайбализмом. Сказанное в сердцах и искренне депутатом от СДПК возможно, никого и не удивило сильно, поскольку об этом явлении у нас кто-только не говорит, но и без внимания не осталось. А между тем, произошел интересный случай – депутат, все-таки еще далекий от абсолютного понимания кыргызской ментальности и генов трайбализма, и в действительности противник этого явления, выступила как заядлый трайбалист.

 Вот цитата из ее выступления, приведенная информагентством AKИpress: «Можно же отбросить все и сказать, что человек грамотный, опытный. Давайте поставим его, ну, и пусть будут два министра и оба из Иссык-Куля или Жалал-Абада. Из-за этого трайбализма никак не можем решить вопросы здравоохранения и образования. Пока это не закончится, мы так и будем увязать в трайбалистском болоте».

Теперь на минутку представьте, что это сказала не депутат Строкова, а кто-нибудь из политиков титульной нации.  Его бы сразу уличили в трайбализме, поскольку он предлагает назначать на должности без учета места происхождения претендентов на должности, и пусть они будут с одного региона, но «самые достойные».

Он бы был раскритикован немедленно, а если бы это случилось в пику его каким-то непопулярным назначениям земляков, он бы рисковал вообще всем своим политическим багажом. Потому что наш народ прекрасно понимает, что при таком подходе такие категории, как грамотность и опытность, стали бы трактоваться гораздо шире и своеобразно по каждому отдельному случаю и человеку.

Потому и основной формой борьбы с трайбализмом у нас с давних пор, еще с позднесоветских времен, считается какое-то негласное, но псевдо-паритетное представительство в эшелонах власти выходцев со всех регионов. Возможно, Исхак Раззаков был ну почти единственным национальным руководителем, кого заподозрить в трайбализме было сложно. С младенческих лет он жил и воспитывался   среди таджиков и узбеков, там же и получил образование, дальше учеба в Москве, блестящая карьера в Узбекистане, и только затем – назначение главой Совмина Киргизской ССР и позже – избрание первым секретарем ЦК.

Все наши остальные руководители рождались и жили может быть и в тяжелых, но других условиях – среди своих соплеменников, земляков, родственников.

В своем недавнем интервью экс-президент А.Атамбаев объяснил свое участие в продвижении на президентских выборах кандидатуры С.Жээнбекова тем, что после него был нужен человек из южного региона (но почему, он не прояснил), а более достойные может и были, но он их не знал. То есть де-факто признал, что место происхождения человека для него было в тот момент даже более важным, чем какие-то другие аргументы.

Трайбализм (трибализм, трайбализация, англ. tribalism, от лат. tribus — племя) — форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью. Одним из проявлений этой обособленности в науке принято считать враждебность к другим.

Такова природа номадов, оттуда и эта ментальность кочевника. На долгом историческом пути становления нации трайбализм не всегда был явлением исключительно отрицательного плана, благодаря племенной солидарности и общему хозяйству кочевой народ смог сохраниться и приумножиться. Чувство кровного родства помогало кочевым обществам выживать, создавать общее хозяйство, сохранять уклад жизни. В сознании большинства кыргызов, даже весьма образованных и продвинутых, уважение к роду-племени, памяти предков занимают свое прочное доминирующее место до сих пор (иначе бы кыргыз не краснел, если бы не знал имен семерых своих предков). 

Но речь сейчас не об этом. Вернувшись к нашим реалиям, невольно осознаешь, что трайбализм, а в нашем случае его вернее обозначить регионализмом, развиваясь, меняя свой облик, окультуриваясь, стал важной движущей силой общественных процессов.

И мы можем как угодно именовать две наши революции 2005 и 2010 годов, рассуждать об их идеалах, и конечно, в том будет своя правда, но вряд ли найдется кто-то, не увидевший среди прочих участия в них фактора землячества и регионализма.

У нас давно уже практикуется создание организационных структур землячеств в Бишкеке, есть объединения уроженцев любого района, да и любого села или рода, некоторые из них имеют юридический статус. Они решают вопросы самого разного плана, среди них много полезного для жителей тех самых регионов. Но не секрет, что в какой-то форме там решаются и вопросы лоббирования кадровых назначений соплеменников.

Поэтому нужно быть человеком из другой реальности, или сверх мотивированным в готовности бороться с этим явлением, или же готовым к отторжению своими соплеменниками, чтобы не принимать фактор землячества в расчет. К сожалению, это наша болезнь, это наша реальность, она впитывается с молоком матери, принимая иногда уродливые и гротескные формы (посмотрите, что творится в социальных сетях), но не принимать этого в расчет невозможно. Некоторые утверждают, что землячество не трайбализм, но мы полагаем, что это одно и то же, потому что традиционно кыргызы селятся по принципу один аил — один род, или два рода, зачастую близких между собой.

Советский период внес в этот миропорядок свои коррективы, и старая болезнь мимикрировала в особую форму отношений, но никуда не пропала. И расцвела буйным цветом на заре новой кыргызской государственности.

Смеем предположить, что с этим явлением бороться трудно, труднее, чем с коррупцией.  О коррупции и борьбе с ней мы хоть говорим непрерывно, о борьбе с трайбализмом же говорим урывками и больше от случая к случаю. Зачастую и не замечаем, что бороться с коррупцией в  обществе, зараженном трайбализмом, во сто крат тяжелее… Среда трайбалистских солидарностей — поистине настоящее «болото» для любых реформ.

Практика и опыт многих других народов показали, что побороть ее сможет лишь прогресс, лишь революция в сознании, изменение уклада жизни.  Быстро все это произойти не может, для этого требуется время и усилия. Над первым мы не властны, а для усилий нужна воля. Поэтому и хотим пожелать воли кыргызским политикам, вершащим судьбы людей.

Самое занимательное в словах Евгении Строковой заключается не словах о том, что нужно продвигать только достойные кадры, а в том, что, говоря о трайбализме, она заявила: «Ну можно же отбросить все…»

Если бы можно было так легко все отбросить…

Elgezit.kg

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.