Туриcтическая отрасль Кыргызстана: взгляд инвестора

Аналитика,Лента событий,Статьи,Экономика 27 Май 2021 17:36
0 отзывов

Олег Кудяков, заместитель председателя правления РКФР — специально для Elgezit.kg

Кыргызстан, обладая десятками различных экосистем, богатством горных ландшафтов, множеством озер и заповедников, имеет огромный потенциал развития туристической отрасли. В первую очередь, предпосылки для возникновения крупных туристических кластеров существуют в направлении горного туризма, экотуризма и отдыха на Иссык-Куле. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы относит туризм к приоритетным отраслям экономики. Туристы, прибывающие из других стран, единодушны в восторженном восприятии красивейших мест с первозданной природой, уникальных природно-климатических условий.

Удивительно, но при таких возможностях, страна практически не зарабатывает на туристах. В допандемийные годы вклад туристической отрасли в ВВП не превышал 5%. По доле вклада туризма в ВВП Кыргызстан занимает непозволительное предпоследнее 7 место среди 8 стран СНГ и ЕАЭС, и 164 место из 175 стран мира.

С точки зрения формирования туристического продукта на международном рынке Кыргызстан пока не может обеспечить конкурентное предложение, привлекающее массу туристов из-за рубежа. Туристический рынок рассчитан в основном на местное население, уровень дохода которого достаточно низкий.

Согласно международному индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма за 2019 год Кыргызстан занимает 110 место из 140 стран мира и последнее место из стран СНГ и ЕАЭС.

При обсуждении в экспертной среде проблем и перспектив развития отрасли в качестве одной из основных причин ее отставания всегда называлось недостаточное финансирование, отсутствие необходимых средств для этих целей на внутреннем рынке капитала. При создании в 2015 году Российско-Кыргызского Фонда развития на него были возложены большие надежды в части появления источника длинных денег для финансирования, в том числе туристических проектов.

РКФР в начале своей деятельности, при определении приоритетности финансирования различных отраслей, отнес проекты в туристической отрасли к числу наиболее приоритетных. Мы были убеждены в том, что инвестиции в развитие туризма при правильном подходе дадут хорошие результаты. Условия финансирования проектов в туристическом секторе предполагают низкие процентные ставки, длинные сроки кредитования, возможность использовать грантовые средства на оплату услуг консультантов и другие опции. Правление Фонда полагало, что эти условия смогут стать стимулом к появлению новых системообразующих проектов, которые дадут импульс к развитию отрасли, притоку международных туристов. К примеру, мы рассчитывали на появление всесезонно работающих отелей на Иссык-Куле, предлагающих широкий спектр услуг и обладающих развитой инфраструктурой, или современных горнолыжных курортов. 

Пляж озера Иссык-Куль

Однако, подобного рода проектов местная бизнес среда не генерировала. К нам поступали кредитные заявки в основном на строительство отелей в Бишкеке, не принадлежащих к международным сетям, и небольших туристических комплексов, включая частные гостевые домики, на Иссык-Куле. Обе эти категории проектов имели свои существенные минусы. Во-первых, столица Республики не входит в число популярных туристических направлений, люди приезжают сюда или в деловых целях, или в качестве промежуточного пункта в общем туристическом маршруте. Кроме того, периодически возникающие обострения социально-политической обстановки не способствуют росту посещаемости столичных отелей. Загруженность столичных гостиниц невысока (в среднем за год около 30% для уже «раскрученных» отелей), и строительство новых отелей, при сохранении туристического потока, не увеличивает этот показатель. Что касается небольших отелей на Иссык-Куле, то они планировались инициаторами к строительству на северном побережье в самых застроенных туристических местах, уровень услуг в них, как правило, не отвечал международном стандартам, и они были нацелены на короткий двухмесячный сезон отдыха.

Резюмируя приведенное, можно отметить, что поступающие проекты по своей локации были сфокусированы на территориях с уже существующей плотной застройкой и высокой конкуренцией (Бишкек, северное побережье Иссык-Куля) и не распространялись на другие туристические маршруты при всех их природных красотах и разнообразии.

Понятно, что какого-то импульса для развития отрасли в целом такие проекты не давали, более того, срок их окупаемости по вышеприведенным факторам был достаточно высоким, а возвратность по нашим расчетам сомнительна. Они фактически копировали уже существующие варианты, перераспределяя между собой уже имеющийся туристический поток. Тем не менее, ряд проектов в области отельного бизнеса, являющихся, на наш взгляд, лучшими среди других поступивших предложений, Фонд профинансировал. Эти проекты выделялись среди других за счет их нацеленности на туристов из других стран и высокого, по сравнению с другими гостиницами, уровня предлагаемого сервиса. Один из них был связан с появлением в Бишкеке крупного международного сетевого гостиничного бренда, другой со строительством на Иссык-Куле среднего по размеру отеля, включающего целый комплекс услуг, третий предполагал строительство современного отеля с международным уровнем сервиса в столице Нарынской области и т.д.

Всего напрямую Фондом было профинансировано несколько крупных проектов, совокупная доля туристических проектов в кредитном портфеле Фонда с начала его деятельности составляет13%.

Олег Кудяков

Одной из проблем, с которой столкнулся Фонд при финансировании проектов в сфере туризма, также является отсутствие статистических данных по посещениям туристов в разрезе регионов и по загрузке действующих гостиниц. Принимая решения о предоставлении финансирования, приходится полагаться на экспертные субъективные данные представителей в этих регионах, просто в силу невозможности получить сводную информацию. Эта проблема существенно затрудняет оценку доходной части проектов. Представляется, что ее не так сложно решить в масштабе страны, адаптировав и применив уже готовые международные методики для учета туристов и путешественников. Это потребует скоординированной работы объектов размещения, регуляторов в этой отрасли и профессиональной ассоциации туризма.

Для привлечения дополнительных средств и разделения рисков при финансировании проектов Фонд активно сотрудничает с другими инвесторами, в том числе с международными финансовыми институтами развития, крупными коммерческими банками. Из всех проектов в сфере туризма, рассмотренных Фондом, договориться с другим инвестором о совместном финансировании удалось только по одному крупному проекту. Как правило, инвесторы готовы рассматривать крупные системные проекты, общей стоимостью от 10 млн долларов США, с существенным собственным взносом инициатора проекта, хорошим залоговым покрытием, низким уровнем кредитной нагрузки и, главное, обоснованным уровнем выручки. К сожалению, этим совокупным критериям отвечает мало проектов в Кыргызстане и Фонду, как основному институту развития, приходится брать все кредитные риски на себя.

Кроме того, зарубежным инвесторам, в том числе и российским, нужна официальная финансовая отчетность компаний-инициаторов, подтверждающая их финансовую устойчивость и прибыльность за последние временные периоды. С учетом того, что уровень ненаблюдаемого бизнеса, по официальным сведениям, составляет 25% экономики страны, а по экспертным данным и вовсе половину, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, задача перехода на официальную отчетность очень непростая. В этой связи, принимая решения о финансировании на основе управленческой отчетности заемщиков, Фонд ставил в случаях с крупными проектами условие перехода компаний на формальную «белую» отчетность в течение первых лет после получения финансирования. В некоторых случаях мы обуславливали финансирование проведением независимого аудита по итогам года заслуживающей доверия аудиторской компанией. Другого выхода в сложившейся ситуации, когда перед нами стояла задача по модернизации экономики и с учетом ее текущего состояния, мы не видели.

Преимуществами перехода на «белую» отчетность для предприятий (это касается не только туристического сектора, но и других отраслей экономики страны) стало: появление возможности работать с широким кругом инвесторов, расширение клиентской базы, возможность систематизации операций, повышение качества и внедрение новых услуг. В современных условиях, когда заказчики проводят тщательную процедуру изучения своих поставщиков перед установлением сотрудничества, ответственное ведение бизнеса становится одним из ключевых критериев. Некоторым тактическим недостатком являются временные сложности при расчетах с существующими поставщиками, рост налоговых отчислений.

Наблюдая за «обелившимися» предприятиями, стоит отметить, что, пройдя через незначительные сложности, они перешли на другой уровень ведения бизнеса, увеличили свою загрузку, получили долгосрочные заказы.       

Главным препятствием на пути притока инвестиций в туристическую отрасль является не отсутствие средств, а отсутствие на рынке качественных бизнес-проектов, способных генерировать выручку. Такого уровня проекты должны быть рассчитаны, в первую очередь, на зарубежных туристов. Многие инвесторы, в том числе РКФР, обладающие ресурсами, ищут выгодные проекты и готовы вложить средства в их реализацию. В этой связи некорректно говорить о нехватке инвестиционных ресурсов, как о ключевой проблеме сферы туризма. Но деньги должны поступить в самоокупаемую бизнес-модель, иначе они будут потеряны и для кредиторов, и для экономики в целом. Поэтому правильнее поставить вопрос по-другому — какие риски мешают появлению качественных долгосрочных бизнес-проектов в туристической отрасли Кыргызстана?

Основные риски можно условно разделить на политические, инфраструктурные и маркетинговые.

Политические риски играют наибольшую роль и становятся преградой для серьезных инвестиций. Они выражаются в отсутствии государственных гарантий на безопасность инвестиций и выплату компенсаций в случае обострения социальной обстановки, массовых беспорядков и возникновения угроз для объектов бизнеса. В конфликтах с местным населением, которые периодически происходят у субъектов предпринимательской деятельности в различных регионах страны, последним, как правило, приходится идти на уступки. К примеру, в 2020 году жители местных сел на Иссык-Куле предъявили владельцам отелей ряд требований, в том числе по беспрепятственному доступу на территорию пансионатов, свободному использованию инфраструктуры и прибрежной зоны. В некоторых случаях имели место факты угроз с целью вымогательства у владельцев отелей денежных средств, что потребовало вмешательства Президента Садыра Жапарова, который дал поручение принять меры по обеспечению сохранности имущества санаториев, пансионатов, расположенных вдоль прибрежной акватории озера Иссык-Куль[i].  

Инфраструктурные риски выражаются прежде всего в отсутствии во многих потенциально привлекательных для развития туризма местах необходимой инфраструктуры для строительства объектов размещения, в том числе автомобильных дорог, подключения к электросетям, водоснабжению. Пожалуй, эта проблема актуальна для всех регионов страны, за исключением Бишкека и северного побережья Иссык-Куля. Немаловажным также является вопрос благоустройства окружающих гостиничные объекты территорий, для приезжающих туристов это дает возможность не ограничивать свое пребывание только территорией отеля. В вопросе финансирования инфраструктуры наибольшие ожидания бизнеса традиционно связаны с государственным участием. В эту же группу рисков можно добавить отсутствие необходимого количества чартерных авиарейсов между основными курортными направлениями Кыргызстана и зарубежными городами по конкурентным ценам.

Наконец, маркетинговые риски туристической отрасли достаточно высоки для Республики, что связано со слабой узнаваемостью Кыргызстана на международном туристическом рынке. В сложившейся ситуации объекты размещения в вопросе их продвижения на международном рынке предоставлены сами себе, в то время как эффективные стратегии продвижения страны на международном туристическом рынке предполагают активную роль государства в этом процессе.

За примеры из ближних стран можно взять опыт Грузии, Узбекистана, значительно нарастивших за последнее время поток международных туристов за счет создания и продвижения туристических кластеров (культурный туризм, экотуризм, зимний туризм), нацеленных на свои маркетинговые группы. Задача снижения вышеприведенных основных рисков, мешающих развитию отрасли, является комплексной и требует координации между государством и бизнесом. Попытки переложить все проблемы на бизнес будут означать консервирование экономической модели в ее существующем состоянии с продолжением стагнации. Постепенное снижение этих рисков будет означать «зеленый свет» кредиторам и инвесторам, принимающим решения о вложении средств в проекты туристической отрасли Кыргызстана.

Об авторе:

Кудяков Олег Амирович — профессиональный финансист, эксперт по евразийским интеграционным проектам.

С 2000 до 2015 года работал во Внешэкономбанке, ключевом финансовом институте развития российской экономики. С даты основания Российско-Кыргызского Фонда развития работает заместителем председателя Правления, автор ряда публикаций и интервью по вопросам отраслевого и регионального развития экономики Кыргызстана.


[i] Подробнее: kg.akipress.org/news:1653372/?f=cp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.