Политолог Эмиль Джураев — специально для Elgezit.kg
Очень печальное развитие событий произошло вчера, 29-го апреля, на спорном приграничном районе между Кыргызстаном и Таджикистаном. Свыше 30 человек погибли и 134 человек получили ранения со стороны Кыргызстана. С таджикской стороны последний репортаж, который я видел, цитировал 7 смертей и десятки раненых. Эти цифры, к сожалению, продолжают расти.
В этом событии, важно отметить несколько вещей для правильного понимания картины.
Во многом конфликт с наличием спорных участков на границе двух стран существует давно, он не возник вдруг. Его можно было и нужно было обсуждать путем переговоров и альтернативных предложений, но не с помощью военной техники!
По сути, решать проблемы с помощью вооруженных сил – это значит только их усугублять.
В общественном пространстве много обсуждается принадлежность водораспределительного узла «Головной», находящегося на территории КР. Этот объект всегда был и по нынешний день является объектом Кыргызстана, а не спорным. Уже опубликованы документы о его запуске от 1973 года Кыргызской ССР, на территории Кыргызской ССР. Кто-то на ровном месте пишет в сетях, что указанных там селений в КР не было, а в ТР было, будто официальные советские органы в официальном документе могли настолько глупо ошибаться. А по официальным источникам Таджикистана “Головной” вдруг стал спорным “в течение всего периода”.
Факт того, что до последнего времени «Головной» не являлся спорным объектом, легко проверить.
Хочу отметить, что существуют ряд действительно оспариваемых участков. Это реальность, с которой нужно работать. Но, похоже, одна сторона – а именно, таджикская сторона — решила примерно неделю назад, что эти споры можно разрешить военным путем. Объективно понятно, что кыргызская сторона не держала подобных взглядов, а искала мирного решения проблем.
Манера и масштаб военных операций таджикскими силами — официальными, правительственными вооруженными силами Таджикской Республики — вчера вышли далеко за пределы пропорционального (здесь, обратите внимание, что первые военные действия начались с таджикской стороны, согласно всем известным фактам), а также далеко за рамки действия, которое можно было бы рассматривать как о приграничных спорах. Они использовали крупную военную технику и оружие, а обстрелянные здания и местности абсолютно не имели никакого отношения к границе, а были объектами внутри территории Кыргызстана. Кроме того, широкомасштабное военное наращивание вблизи приграничного района, которое, как сообщается, произошло в течение последней недели или около того, является еще одним свидетельством спланированной, умышленной операции с таджикской стороны.
Была ли провокация с кыргызской стороны? За исключением нескольких необдуманных и невзвешенных заявлений некоторых фигур правительства Кыргызстана — и эти заявления не имели элемента агрессивных действий, а были просто взгляды на то, как урегулировать спорные территории и как распоряжаться ресурсами — никакой реальной провокации не было. Никакого триггера, который оправдывал бы такие полномасштабные военные действия с соседней стороны.
Кому нужен конфликт? Я не хочу слишком далеко заходить в домыслы о том, кому это нужно. Думая консервативно, считаю, что простой народ Кыргызстана и Таджикистана, включая общины, живущие по обе стороны спорных участков, не нуждались в таком конфликте, и никак не желали этого. Будь их воля, они бы не выбрали такой вариант разрешения проблемы. Точно так же консервативно, можно утверждать, что кыргызскому правительству не нужно было такое развитие ситуации – ни политически, ни стратегически это ему не нужно. Слишком много объективных факторов, подтверждающих это. Кто остаётся? Позволю читателю самому подумать, кому и почему мог быть нужен такой конфликт. Вчерашний кровавый и разрушительный конфликт никому не принес победу и ничего не решил, дабы кто не подумал, что они добились “маленькой победоносной войны”. Наоборот, то, что вчера произошло, еще больше усугубило спор, еще больше усложнило возможность прийти к согласованному урегулированию. Но другой альтернативы все равно нет – две страны и два народа должны найти мирное решение вопроса. Для этого нужно думать сообща, нужны воображение, инновационное и прогрессивное мышление. Гранатометы, танки, автоматы и вертолеты – лишь часть того, что применили таджикские войска вчера — не есть те средства, которые могут это дать.
Об авторе: Эмиль Джураев получил степень PhD в университете Мэриленд, США. Д-р Жураев преподает такие курсы, как Политические институты и процессы, Политика и безопасность Центральной Азии, Семинар Магистерская работа. Его преподавательский опыт включает в себя преподавание в таких университетах, как Американский Университет в Центральной Азии и Университет Мэриленда.