Алмаз Баратов — специально для Elgezit.kg
В ночь с 18-го на 19 -е апреля ТИК Бишкека приняла решение снять с выборов НДПК. По предварительным результатам голосования, партия заняла третье место. За нее проголосовали больше четырнадцати тысяч бишкекчан и она должна была получить минимум восемь мандатов.
Тучи над НДПК начали сгущаться еще во время избирательной кампании, вернее под ее конец. Вначале в штаб одного из кандидатов партии проник провокатор, снявший процесс выплаты зарплаты агитаторам на мини-видео камеру, вмонтированную чуть ли не в пуговицу. 10 апреля видео, где кандидат дает некоему лицу 5 тысяч сомов было заботливо выложено в сеть с соответствующими комментариями. Сама НДПК утверждает, что у них есть документы, подтверждающие, что деньги, которые выдавались в тот день сотрудникам штаба кандидата, были именно зарплатой агитаторам, а не средствами, использованными вне избирательного фонда, в чем ее обвиняет ТИК.
Второй эпизод связан непосредственно с днем голосования. 11 апреля милиция задержала возле школы № 29 машину, в которой находились двое знакомых кандидата от НДПК. Видео задержания тоже незамедлительно попало в сеть и сопровождалось женскими визгами о багажнике, полном денег. Скорее всего, для того, чтобы создать соответствующую эмоциональную атмосферу. В машине действительно были обнаружены агитационные материалы НДПК, но вот никакого багажника «полного денег», конечно, не было. У одного из задержанных было с собой 2 тысячи сомов, у другого — 18 тысяч сомов.
Что интересно, за кандидатом в чей штаб подослали провокатора, были закреплены семь избирательных участков. На них в совокупности за НДПК проголосовали 446 человек.
По второму эпизоду, на который ссылается ТИК еще интереснее. На участке в школе №29 ( УИК №1208) за партию НДПК отдали свои голоса всего 50 человек. Все это как-то не тянет на случаи «массового» подкупа избирателей «народными демократами».
Страна помнит своих «героев» и помнит какие результаты получали партии, действительно, занимавшиеся скупкой голосов на выборах.
Бишкек – город маленький. Все всё знают, все на виду и «шила», как говорится, в мешке не утаишь. Активные участники избирательного процесса прекрасно осведомлены, кто реально подкупал квартальных и домкомов и нарушал закон. Поэтому решение ТИК по НДПК было встречено, мягко говоря, без аплодисментов. Даже прямые конкуренты партии на выборах открыто признали, что оно скорее похоже на попытку найти козла отпущения или свести счеты, чем на восстановление справедливости.
Если целью отстранения НДПК было создать прецедент, (чтобы другим в следующий раз неповадно было и чтобы раз и навсегда покончить с этим злом – подкупом на выборах), то народные демократы в качестве примера выбраны неудачно. Нет у НДПК репутации партии — злостного нарушителя законодательства. Да и эти два случая, на которые ссылается ТИК, выглядят притянутыми «за уши». Ведь за руку при передаче денег никого не ловили, зафиксированных «железных» фактов нет. А то, что есть, похоже на элементарную «подставу».
НДПК за всю кампанию получила от ТИК только одно устное предупреждение за преждевременную агитацию. При том, что другие партии, в это время получали не только письменные предупреждения, их кандидаты были сняты с выборов. В итоге же, НДПК оказалось просто выкинутой из гонки, а все остальные остались.
Если целью такого жесткого решения в отношении НДПК было снизить градус напряженности в обществе после выборов, то получилось ровно наоборот.
НДПК сдаваться не намерена — обещают митинг провести. На что, конечно, имеют право. Мало того, эта история потянула снежным комом за собой недовольных результатами выборов в других городах, считающих, что раз уж НДПК сняли без должных доказательств, то их претензии в отношении других партий ЦИК точно должен удовлетворить.
Разумеется, что даже самое незначительное нарушение закона должно иметь последствий для нарушителя. Но наказание должно быть соразмерно содеянному, опираться на доказанные факты и не должно быть избирательным.
А в случае с НДПК, увы… Это все равно, что опираясь только на донос соседа о том, что у него украли курицу, приговорить того, на кого он указал, к пожизненному заключению.
Что мы имеем в результате решения ТИК снять НДПК с выборов:
- общественность взбудоражена, все чаще звучат требования объявить перевыборы, на которые в бюджете просто нет средств;
- недовольные не удовлетворены, потому что даже для них очевидна предвзятость в отношении НДПК;
- в глазах избирателей государственный орган, отвечающий за проведение выборов, более принципиальным не стал, скорее обратное;
- сторонники НДПК, которых только в Бишкеке больше четырнадцати тысяч считают, что им плюнули в лицо;
- правозащитники и эксперты начинают говорить о том, что таким образом перед парламентскими выборами власть обкатывает новый инструмент исключения из гонки кого захочет и перераспределения мандатов в пользу своих партий и кандидатов.
Вот и возникает резонный вопрос – зачем сняли НДПК?
Любой государственный орган любое свое решение должен просчитывать на последствия, соотнося все плюсы и минусы. И если минусов больше, то значит надо искать другое решение.
Мнение автора редакция может не разделять, и ответственности за содержание публикации не несет