России и Казахстану невыгодно строительство железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Об этом в интервью изданию «Tazabek» заявил глава Ассоциации перевозчиков Темирбек Шабданалиев.
По его словам, история этого проекта длится уже больше 20 лет.
«Проект за это время ни на шаг не сдвинулся с места. Очень много вокруг этого проекта пустых разговоров, но движения никакого нет. Почему? Потому что это противоречит интересам больших стран, в частности, Казахстана и России. Когда мы начнем строить железную дорогу, они потеряют несколько показателей, к примеру, потеряют политическое влияние», — пояснил эксперт.
Как подчеркнул он, Казахстан является достаточно влиятельной страной.
«Для Казахстана строительство железной дороги в КР невыгодно, потому что в таком случае Кыргызстан приобретет железнодорожную независимость. Мы станем свободнее в проведении собственной политики как по транспорту, и так и по многим другим направлениям. Еще есть один фактор, Казахстан и Россия являются железнодорожными монополистами движения товаров из Китая. У России очень протяженная железная дорога с Китая, второе место Казахстан занимает. У Казахстана уже 2 железные дороги подошли к границе с Китаем. В связи с этим Казахстан и Россия не хотят терять свой монополизм, влияние и свой авторитет. Кроме этого, есть и политическое влияние, если мы хотим построить железную дорогу, мы должны получить одобрение от Казахстана и России. Конечно, главные позиции у России, но в этом вопросе Россия всегда отмалчивалась, не говорит ни «за», ни «против», — добавил он.
По мнению эксперта, у России много рычагов влияния на Кыргызстан.
«Маленький пример, только что наш президент съездил в Россию, нам дали 650 млн рублей гранта, а могли и не дать. Мы в настоящее время нуждаемся очень сильно в деньгах, потому что бюджет пустой, коронавирус и экономический кризис. Все это вынуждает наше руководство учитывать все факторы, чтобы подстроиться под настроение великой страны», — сказал он.
Шабданалиев добавил, что даже Китай не может «продавить» этот вопрос, Китай заинтересован в строительстве этой дороги, но по своим правилам.
Напомним, в предлагаемом Министерством транспорта и дорог Кыргызстана варианте общая протяженность дороги по маршруту «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» составляет 433 километра.
Инициатива о строительстве железнодорожной магистрали, которая соединит КНР с Кыргызстаном, была озвучена 10 лет назад, и предполагалось, что для реализации этого проекта потребуется 6-6,5 миллиарда долларов.
Причем тут Россия и Казахстан? Разве эти страны мешают строить эту дорогу? Если будет построена эта дорога, она не сможет составить конкуренцию даже имеющимся уже путям. Но проблема даже не в этом. Проблема заключается в том, что никто не хочет вложить свои средства в заведомо неокупаемый проект. Например, железнодорожный тоннель, построенный под Ла-Маншем, признан, что он никогда не окупится, несмотря на его интенсивную загруженность. И, советую господину Шабданалиеву, не надо придавать политическую окраску инвестиционным вопросам.