Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg
По новому проекту Конституции Президент Кыргызской Республики теперь обязан выступать с ежегодным посланием к парламенту и народу. Это естественно, потому что в странах с президентской формой правления, к которым уже меньше, чем через два месяца будет опять относиться и Кыргызстан, послание главы государства является традиционной формой взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.
По действующей Конституции Президент Кыргызской Республики тоже мог выступать с посланием к народу и парламенту, но не обязан был этого делать. Поэтому, за последние десять лет только Сооронбай Жээнбеков один раз выступил с посланием в Жогорку Кенеше. Это было 27 июня 2018 года. Впрочем, полноценным президентским посланием, «тронной» речью, то самое первое и последнее послание Жээнбекова не являлось. По мнению политологов и экспертов оно не содержало новых смыслов, стратегических ориентиров и было повторением уже озвученных Жээнбековым ранее тезисов на Совете безопасности сразу после избрания Президентом.
А как у них
В России первое послание к Федеральному Собранию в 1994 году озвучил Борис Ельцин. С тех пор ежегодные послания президента стали неизменным ритуалом российской политики. Послания Владимира Путина всегда концептуальны и содержательно зависят от ключевых акцентов государственной роли российского президента в разные периоды его правления.
Например, с 1999-го по 2004 год послания Владимира Путина декларировали ограничение власти олигархов, а сам российский лидер олицетворял «сильную руку», спасающую страну от развала.
Послания 2005-2012 годов – это экономика — удвоение ВВП, «Стратегия 2020», «План Путина».
В 2013-2018 годах Путин вернулся к роли «сильной руки», но акцент был смещен в сторону «собирателя русских земель» и укрепления России, как мировой державы на международной арене.
С 2019 года «сильная рука» начала сочетаться в посланиях лидера России с «демократичным лидером», реформатором – «отцом обновленной Конституции» и создателем новой модели российской государственности.
Очень интересно было наблюдать за посланиями Нурсултана Назарбаева. Они никогда не были для «галочки», носили фундаментальный стратегический характер. Отсчет посланий Назарбаева начинается с 1997 года. Именно тогда он озвучил амбициозную «Стратегию развития Казахстана до 2030 года», определившую модель развития нашего соседа. Этим посланием Назарбаев послал сигнал мировому сообществу каким видит себя Казахстан – полноправным участником глобальных процессов, современным государством с ускоренными темпами развития. Назарбаев отличается красноречием и в своих посланиях всегда использовал красочные метафоры, неологизмы, делающие текст запоминающимся и эмоциональным.
Старается продолжать эту традицию и Касым Жомарт Токаев. Он выступал с посланием к народу уже дважды. Второе послание Президента Казахстана было посвящено основным целям развития страны, новому экономическому курсу и социальным вопросам.
История посланий президентов США – родины посланий, как законодательно закрепленной практики, началась с Джоджа Вашингтона. Современные американские президенты выступают с ежегодным послание «О положении в стране» и направляют отдельное бюджетное послание в начале января. Послания транслируется телеканалами в прайм-тайм и по мнению экспертов их формат представляют собой микс тронных речей британских монархов и посланий Папы Римского. Однако, стратегический смысловой характер в США носят все-таки в большей степени инаугурационные речи лидеров. Хотя, знаменитое рузвельтовское «простите своему правительству долги, как вы прощаете больному отцу» или линкольновское «давая свободу рабам, мы обеспечиваем свободу свободным» — это, цитаты из их посланий Конгрессу.
Первое послание Садыра Жапарова
К первому посланию Садыра Жапарова, без преувеличения, будет приковано внимание не только внутри страны, но и мирового сообщества. Именно послание даст ответ на вопрос, что будет с Кыргызстаном в ближайшей перспективе. Удивит ли Страна небесных гор мир реформаторским скачком или будет отброшена еще дальше на перифрии глобальных процессов развития. Пойдут ли в Кыргызстан инвестиции или придется еще туже затянуть пояса и приготовится к очередному витку политической нестабильности. Оно будет сигналом для общества внутри страны и за ее пределами о том, чего ждать от новой власти, каков ее уровень и стоит ли иметь с ней дело.
Поэтому задача команды Жапарова при подготовке его первого послания многомерная, усложненная еще и тем, что помимо объявления стратегического курса страны послание станет одновременно и презентацией той лидерской роли, которую выберет для себя президент Садыр Жапаров.
И мелочей в этой связи быть не может. Значение имеет буквально все. Не только содержание, но и место, время и т.д.
По логике послание Жапарова должно быть после референдума и выборов в Жогорку Кенеш. Но, поскольку пока не известно когда будет избран новый депутатский корпус, администрация Садыра Жапарова может выйти за рамки формулы «президент обращается к парламенту» и площадки Жогорку Кенеша, и сделать из первого послания масштабное мероприятие, даже списком приглашенных посылая мэсседжи обществу. То есть, посадить в зале не только депутатов, но, к примеру и представителей гражданского общества, политических партий, в том числе и оппозиционных, активистов из числа волонтеров и дружинников, сообществ мигрантов, экспертов и т.д. Или вообще обратиться к нации без зрительного зала, выбрав какой-то знаковый фон.
Что касается содержания, то, в этом плане, первое послание Садыра Жапарова будет для новой власти тестом на интеллектуальность, на понимание процессов государственного управления, на наличие идей развития.
Послание президента – это особый жанр политического дискурса. Но готовой универсальной «методички», каким оно должно быть, нет.
Хочется, чтобы первое послание Садыра Жапарова вдохновляло и чтобы появилась надежда, что события начала октября прошлого года были не зря.