Алмаз Баратов специально для Elgezit.kg
Досрочные президентские выборы в Кыргызстане завершились ожидаемым триумфом Садыра Жапарова. Сейчас Белый дом готовится к инаугурации шестого президента, а окружение победителя гонки переживает понятное состояние эйфории. Хотя, судьба избранных кыргызских президентов и не завидна…
В отличие от всех других своих предшественников на этом посту, Садыру Жапарову досталось самое тяжелое наследство. Государство, фактически, находится в разобранном состоянии. Экономика продолжает свое стремительное падение. В казне элементарно нет денег. Тем более, лишних. Растет внешний долг и Пекин, основной кредитор Кыргызской Республики, на все просьбы отсрочить выплату процентов, отвечает отказом. Государственные институты недееспособны, коррупция настолько прочно укоренилась в систему, что ее сложно выкорчевать даже самыми громкими «посадками». Коронавирус тоже, пока, никто не отменял. За почти 30 лет независимости так и не создано механизма воспроизводства новой элиты. С управленческими кадрами, особенно в последнее десятилетие, тоже, просто катастрофа.
При всех этих неутешительных вводных у самого Садыра Жапарова есть крат-бланш от народа на любые, даже самые непопулярные, но необходимые реформы. Однако, пока остается за кадром главное – есть ли у нового кыргызского президента помимо карт-бланша, четкое видение и понимание что именно надо делать со страной. Ведь одной конституцией сыт не будешь. В этом, пожалуй, основная претензия не поддерживающей Садыра Жапарова части интеллигенции, гражданского общества и политических элит. Свою интерпретацию картины будущего республики новый кыргызский лидер широкой общественности до сих пор так и не представил.
Предвыборная программа или платформа, с которой шел на выборы Садыр Жапаров, содержит скорее лозунги, чем план по переоустройству страны. Кстати, в ней ни разу не употребляется слово «реформа». Возможно, это сделано целенаправленно, учитывая, что само слово стало для многих нарицательным. Зато есть слова «обновление», «оптимизация», «развитие» и «возрождение». Но вот что за ними стоит, какие действия будут предприняты для их реализации, про это в тексте платформы нет ничего конкретного.
Впрочем, то что Жапаров и его политтехнологи и советники решили не заморачиваться с программой, скорее всего объясняется тем, что на постсоветском пространстве большинство избирателей на предвыборных программах кандидатов и партий внимание не фокусируют. Чаще всего, люди руководствуются эмоциями, когда ставят «галочку» в бюллетене и руководствуются собственным чутьем на уровне «доверяю – не доверяю». Даже если бы у Садыра Жапарова не было бы вообще никакой программы, то, итоги выборов были бы такими же. Кыргызстанцы, голосовавшие за Жапарова, верили и верят не столько тем обещаниям, которые он щедро раздавал, сколько в него самого.
И это, еще больше усложняет президентскую судьбу Садыра Жапарова. Для своего электората, он, как волшебник, как спаситель. Придет Садыр и все исправит. Примерно такой посыл у избирателей Жапарова, ждущих от него, в буквальном смысле, оперативного волшебства.
Вполне возможно, что хотя бы контуры своих реформ, курс, каким пойдет страна, Садыр Жапаров обозначит после официального вступления в должность. Возможно в формате обращения к нации.
Это было бы логично и смогло бы объяснить, для чего и почему он хочет максимально усилить полномочия президента. В противном случае Садыр Жапаров рискует повторить судьбу если не своих кыргызских предшественников, двое из которых вынуждены жить в изгнании, еще один- в тюрьме, а последний не досидел и половину своего президентского срока, то судьбу Пашиняна или Зеленского. Оба ворвались во власть с сокрушительными рейтингами и народной любовью. В 2018 году рейтинг армянского премьера зашкаливал за 70%, а Владимир Зеленский в 2019 году выиграл президентские выборы с внушительными 73,22 % в противовес 24% своего главного оппонента Петра Порошенко. Сегодня в Ереване требуют отставки Пашиняна, а популярность Зеленского упала по разным оценкам до 25 % и это, явно, не предел.
Ну, поживём- увидим…
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.
элгэ кызмат кыл