Джамиля Дандыбаева — специально для Elgezit.kg
Подготовить материал о домашнем насилии — это как переплыть Иссык-Куль тому, кто никогда не умел плавать. Задача не из лёгких. Несколько дней я тщетно пыталась найти практикующих психологов и экспертов, готовых ответить в онлайн-формате на интересующие меня вопросы. Было упущено время в ожидании ответа от специалиста телефона доверия 111, которая, не объясняя ничего, просто перестала выходить на связь, хотя у нас была договорённость об интервью.
Настроение становилось всё более пессимистичным. Только вера в людей спасла. Нашлись люди, которые, отложив отчёты и дедлайны, рассказали о важном. Первой из них стала Перизат Асылбаева, клинический психолог. В психологии более 10 лет, примерно столько же, как выяснилось, она помогала в реабилитации пострадавших от пыток и насилия. Многое из того, о чём мы говорили, сводилось к фрустрации у людей из-за недостатка информации и решений проблем, связанных с пандемией и изоляцией…
— Как ковид повлиял на ситуацию? Стало ли чаще проявляться насилие во время ковид?
— Население по-разному реагирует на COVID 19 . В основном стрессовое состояние и фрустрация, так как это первый опыт пандемии, с которым столкнулось мировое сообщество. Можно выделить три типа реакции на Covid: Стрессовая реакция, когда много тревоги, страхов, напряжения, поскольку нет четкой информации по решению ситуации, информация по решению часто меняется и проблема пока находится в подвешенном состоянии. Такой тип реагирования, думаю, пережили большинство людей, так или иначе. Второй тип — отрицание (непринятие ситуации, недоверие и сомнение). Часть людей предпочитает отрицать само существование данного вируса. Возможно , это защитный механизм, который происходит неосознанно. Третий — реакция ответственных.
— Как, по-Вашему, стало ли женщинам ещё сложнее из-за экономической ситуации в стране?
— В период карантина, многие источники отмечали рост семейного насилия , не только у нас, но и в других странах. Больше вызывала стресс не сама пандемия, а ограничения, связанные с COVID: изоляция, потеря заработка, вопросы оплаты кредитов, онлайн обучение школьников и другие. В семьях обострились конфликты, явные и латентные. Проблемы взаимоотношений в некоторых семьях стали вскрываться, вызывая раздражение и агрессию .
— Были ли открыты во время карантина кризисные центры? Стало ли больше обращений от жертв семейного насилия?
-Не знаю, как сейчас обстоит ситуация с кризисными центрами, но некоторые из них работают в полном режиме.
— Правильно ли называть предписанный властями карантин, катализатором насилия?
— Я бы не стала называть предпринятые меры «катализатором» насилия, так как на тот момент ситуация требовала такого решения, целью которой была прежде всего профилактика распространения вируса. Другой вопрос, что данная ситуация вскрыла множество проблем на системном уровне, которые требуют четкого алгоритма действий со стороны государственных органов по защите от семейного насилия. Например, тот же механизм по «охранному ордеру» так и не гарантирует защиту пострадавшей стороны. Нужны государственные шелтеры для пострадавших, программы психокоррекционной работы с лицом, совершающим насилие, а если ещё глубже смотреть, то профилактика насилия должна начинаться с просвещения и популяризации ценностей, понимания функции семьи и развития навыков ненасильственного общения.
— Как влияет на ребёнка насилие в семье и что делать, чтобы избежать такой критической ситуации?
-Насилие в семье, прямое или косвенное, всегда приводит к последствиям, которые влияют на психоэмоциональное, физическое и в некоторых случаях на интеллектуальное развитие ребенка. Много исследований подтверждают, что дети, пережившие неблагоприятный детский опыт (жесткое обращение, насилие, хронический стресс, депривацию), страдают от последствий даже в долгосрочной перспективе.
Повышенная тревожность, страхи, склонность к депрессии и суициду, проблемы поведенческого характера, психосоматические заболевания, зависимости — это только часть последствий неблагополучия в семье
— Вы, как психолог, можете сказать, почему человек устаёт от общения внутри семьи, от перегрузки в результате постоянного взаимодействия с маленькими детьми и другими родственниками?
— Причины могут быть разными, иногда и несколько причин для отдельно взятой личности. Это могут быть индивидуальные проблемы, а могут быть и проблемы системного характера. В любом случае, если есть трудности во взаимоотношениях, нужно решать проблему, возможно, с помощью специалистов.
А что говорит статистика?
Большим потрясением стала информация, согласно единому реестру проступков и преступлений, о том, что в Кыргызстане почти 89 % дел по гендерным преступлениям прекращаются и не доходят до суда! Ниже приведу также официальные данные, которые не обнадёживают:
• В Кыргызстане семейному насилию подвергается каждая четвертая женщина (Медико-демографическое исследование КР).
• Количество зарегистрированных фактов семейного насилия ежегодно растет. При этом в среднем за последние 10 лет 96% виновниками насилия в отношении женщин являются мужчины, и в основном это мужья, избивающие своих жен. В 4 случаях из 5 насилие совершается агрессорами в состоянии алкогольного опьянения, и большинство из них — безработные (Министерство внутренних дел).
• Каждая третья женщина в Кыргызстане считает, что есть причины, по которым муж вправе бить свою жену, к примеру, выход из дома без его разрешения, подгоревшая еда, отказ от интимной близости, возражения мужу и нежелание заниматься домашними делами (Мульти-индикаторное кластерное обследование, НСК и ЮНИСЕФ).
• В общей доле преступлений, совершенных против женщин и девочек, почти 89% дел были прекращены и только 11% были направлены в суд (Исследование прокурорского надзора и роли в расследовании преступлений, совершенных против девочек и женщин, Кыргызская ассоциация женщин-судей).
• Более 70% проступков по ст. 75 КП КР «Насилие в семье» прекращаются на стадии досудебного производства. Во всех прекращенных делах основанием выступает примирение сторон, когда пострадавшие женщины пишут встречное заявление. (Исследование прокурорского надзора и роли в расследовании преступлений, совершенных против девочек и женщин, Кыргызская ассоциация женщин-судей).
• Из 56 дел о проступках только в четырех случаях были вынесены обвинительные приговоры, а остальные дела прекращены. (Исследование прокурорского надзора и роли в расследовании преступлений, совершенных против девочек и женщин, Кыргызская ассоциация женщин-судей).
А как мы можем помочь жертвам насилия?
Роль информирования населения — это лишь часть работы. Находятся люди, которые совершают посильные действия, чтобы переломить ситуацию с семейным насилием в положительную сторону. Например, недавно стартовала 16-дневная программа против гендерного насилия, что будет идти вплоть до 12 декабря. Была придумана акция «Зомбулукка жол жок».
Алина Касенова, одна из авторов данной инициативы, поведала, что b2b globe и программа развития ООН в Кыргызстане собирают средства для ошского кризисного центра «Ак жүрөк». Данный центр уже помог более 20 тысячам женщин юга, оказавшимся в трудной ситуации, предоставив им бесплатный приют и социальную поддержку.
Каждый из вас, дорогой читатель, может присоединиться к данной акции. Купив любую вещь на ярмарке, вы окажете помощь пострадавшим от насилия и выразите несогласие с насильственным отношением к женщинам.
Ярмарка будет проходить в онлайн-формате через соцсети на странице @b2b_globe в инстаграм и b2bglobe.kg в фейсбуке.