Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg.
За последние 200 лет социально-культурная система кыргызов подверглась 4-й по счету деформации — феодализм, капитализм, социализм и снова капитализм. В это время начался импорт прежде неизвестных стандартов и моделей образа жизни, который продолжается и разрушительно воздействует на несформировавшуюся национальную и гражданскую идентичность. Произошел глубокий социокультурный разрыв между разными культурами и их носителями. Самосознание народа подверглось массированному идеологическому воздействию, оставив в нем глубокий советский след, который является основой современной кыргызской идентичности.
Отсутствие до сих пор целостного концептуального подхода в построении современного кыргызского государства проявляется в бессистемности и неупорядоченности географических названий улиц, районов, городов, в других важных сферах. Горная система Кыргызстана носит китайское название Тянь-Шань, этносы пользуются славянской кириллицей, носят арабские, иудейские, персидские, греческие, английские имена, не знают своей истории, философии и традиций, живут по западным правилам, не владеют родным языком.
Ответы на вопросы — откуда, зачем и почему — являются важными для народов в определении собственной идентичности, объяснении особенностей своего исторического пути и проектировании собственного будущего. После обретения независимости взгляд на кыргызов существенно обогатился и изменился. В этом большая заслуга ученых-историков всего мира. Так что можно подвести первые итоги, нужные, чтобы приступить к моделированию Кыргызстана, определения его целей и задач! Как можно это сделать, не зная кто такие кыргызы, каковы их достижения и потенциал?
И так, что уже можно утверждать:
— Нынешнее состояние кыргызского народа это итог собственного исторического развития, влияния внешней среды и географического ландшафта. Его историю и культуру нельзя рассматривать в отрыве от народов Евразии.
— Этноним «кыргыз», которому более 2,5 тысяч лет, является связующей частью общетюркского мира, сохранившись от Атлантики до Северного Ледовитого океана, от Европы, Кавказа, Урала, Сибири до Китая, Тибета и Индии, и дал название одному из современных государств Центральной Азии.
— Кыргызы, как и другие древние народы — египтяне, китайцы, греки, индийцы, иранцы и т.д., стоят у истоков человеческой цивилизации в Центральной Евразии, были одним из центров политического влияния и притяжения. Древнее происхождение дает право утверждать, что кыргызы стоят у истоков тюркской цивилизации. Некоторые зарубежные исследователи предлагают назвать эту цивилизацию кыргызской.
— Формирование генофонда кыргызов насчитывает 3-5 тысячелетий. У них обнаруживаются большие пласты культурных явлений, генетически восходящих к андроновской, скифосакской, гуннской и усуньской культуре.
— Кыргызы создали собственную уникальную цивилизацию с каменописной письменностью, более известной, как орхоноенисейская.
— Кыргызы создали культуру, всегда находившуюся в динамике, поиске и изменениях, постоянного обновления и совершенствования, где не было застывших замкнутых форм, фанатизма и радикализма. Это проявлялось во всем, менялось все, кроме языка.
— Кыргызы были прирожденными экологами, активными носителями идеи сохранения равновесия в природе. Это определило экстенсивный характер кыргызского кочевого хозяйства. В этом опыте освоения окружающей среды в условиях ограниченности ресурсов есть рациональное зерно, полезное и при нынешних процессах модернизации.
— Древние кыргызы, как и их современники скифы, обогатили мировое культурное наследие своими знаменитыми изделиями из золота, серебра и бронзы, получившими название «звериного стиля».
— Величайшим мировым памятником культуры и истории является древний эпос «Манас» и малые эпосы, по объему и содержанию превосходящие многие мировые аналоги. В мире нет другого народа, который имел бы столь масштабное фольклорное наследие.
— Одной из важных черт жизнестойкости и устойчивости кыргызов была их толерантность и гибкость к меняющимся условиям. Учтивость и уважительность к народам, религиям и мировоззрениям, бережливое отношение к природе.
— Кыргызы безболезненно поменяли множество религий и верований (анимизм, шаманизм, тенгрианство, христианство, буддизм, иудаизм, атеизм). Были по сути первыми космополитами. Поменяли множество хозяйственно-культурных типов – были кочевниками степей, кочевниками гор, полукочевниками, земледельцами, жили в лесах и городах. Изменили даже свой антропологический тип – были европеоидами, стали монголоидами.
— Ислам у кыргызов носил умеренный характер и мирно уживался с доисламскими культами и верованиями, а кыргызские женщины изначально были свободными и равными с мужчинами.
— Обычаи и ценности кыргызов требовали толерантности, умения убеждать и вести диалог. Не случайно Кыргызстан стал «демократическим островком» в Центральной Азии.
— Кыргызы раньше многих тюркских народов создали свою государственность, традиции которой были переняты другими ранними и поздними кочевыми государствами Евразии.
— Кыргызы основной отрезок своей истории прожили в условиях родоплеменного строя с военной демократией и важной ролью народных курултаев, являющихся фундаментом их политической и общественной организации.
— Кыргызы – этнос, переживший пассионарный надлом (крушение кыргызского великодержавия, монгольское нашествие и упадок Великого Шелкового пути). После надлома наступает стабильность и подъем.
В условиях глобализации небольшие народы и государства стоят перед дилеммой: утрата идентичности или изоляционизм с сохранением идентичности и утратой потенциала развития. Поэтому нужно сделать правильный выбор, чтобы не метаться между разными полюсами притяжения. Например, придерживаться позиции – устойчивое развитие через многообразие.
Кыргызстан в целях своего развития может эксплуатировать только свою окружающую среду. И в этом он быстрее может достичь своего предела роста и перейти к стадии неустойчивого развития. Поэтому стране необходима серьезная культурная «сборка», обретение чувства национальной идентичности и новых духовно-этических стандартов. Общество без идеологии, без религии, без власти, которой можно доверять, без понятного народу направления развития в очень опасном состоянии.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.