Вчера, 20 октября отмечался Всемирный день статистики. Мы побеседовали с главой Национального статистического комитета Акылбеком Султановым о текущих проблемах и задачах стоящих перед ведомством.
— Уважаемый Акылбек Шакирович, вчера, 20 октября отмечался Всемирный день статистики. Расскажите поподробнее о вашем профессиональном празднике.
В 2010 году на 41-й сессии Статистическая комиссия ООН приняла решение об учреждении Всемирного дня статистики. И 20 октября того же года первый Всемирный день статистики был проведен под девизом «Служение, профессионализм, добросовестность!». С точки зрения пропаганды значимости официальной статистики были достигнуты весьма конструктивные результаты, поэтому было решено проводить Всемирный день статистики каждые пять лет. В 2015 г. второй Всемирный день статистики прошел под лозунгом «Статистика для более эффективного принятия решений – статистика для более эффективного процесса развития».
В этом году мир отмечает Третий Всемирный день статистики под лозунгом «Объединим мир при помощи данных, которым мы можем доверять». Эта тема отражает важность доверия, надежных данных, инноваций и общественного блага в национальных статистических системах.
Всемирный день статистики призван привлечь внимание общественности к важности статистических данных для экономического и социального развития страны. Каждый день сотрудники статистических учреждений и организаций собирают точные, объективные и сопоставимые данные, которые служат основой для многих правительственных решений в сфере предпринимательской и общественной деятельности.
Статистика дает информацию и представление о тенденциях, которые влияют на жизнь людей. Для того, чтобы процесс развития протекал успешно, необходим сбор данных и их статистический анализ об уровне бедности, доступности образования, распространенности болезней и многом другом.
— Как вы оцениваете роль статистики в жизни общества и государства?
Хочу подчеркнуть, что Национальные статистические системы представляют собой важный элемент системы устойчивого развития любого общества и государства в целом. Основная задача органов государственной статистики – сбор и обработка данных на которых основывается практически каждое управленческое решение.
Без преувеличения можно сказать, что статистика – зеркало, отражающее социально-экономические, демографические и общественно-политические процессы, происходящие в обществе. Это своего рода цифровой фундамент государства.
В настоящее время Нацтаткомом обеспечиваются сбор и обработка почти 4 млрд. первичных показателей, выполнение 24 тыс. статистических работ в год. Широкому кругу пользователей предлагается 350 статистических сборников и публикаций, а также 900 экспресс-информаций по различным вопросам развития экономики и социальной сферы республики и ее регионов.
— Как известно, этом году в рамках Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию Экономического и Социального Совета ООН Кыргызстан представил первый Национальный добровольный обзор реализации Целей устойчивого развития (ЦУР). В этой связи, хотелось бы узнать о ЦУР и роли Нацстаткома в этом важном мероприятии.
1 января 2016 года официально вступили в силу 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке 2030 года, которая была принята мировыми лидерами в сентябре 2015 года на саммите Организации Объединенных Наций.
Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, нацеленным на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.
Иными словами, Повестка в области устойчивого развития 2030 – это план глобальных действий, направленных на защиту человеческого достоинства и обеспечения мира и процветания как сегодня, так и в будущем. Итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка 2030» содержит 17 глобальных целей, 169 соответствующих задач и 232 показателя их мониторинга.
Статистическая Комиссия определила, что сбор глобальных показателей должен осуществляться на основе сопоставимых и стандартизированных официальных статистических данных, произведенными в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики ООН в области официальной статистики. Поэтому, в качестве ключевого органа, ответственного за внедрение системы мониторинга и отчетности показателей достижения Целей устойчивого развития в рамках обязательств, взятых Кыргызской Республикой, является именно Нацстатком.
— Как Нацстатком обеспечивает доступность статистических данных о ЦУР для общественности?
В настоящее время в сотрудничестве со Статистическим отделом ООН и Статистическим комитетом Великобритании Нацстаткомом разработана Национальная платформа отчётности для показателей ЦУР, в которой размещены данные и метаданные для 102 глобальных и 57 национальных показателей ЦУР.
Кроме того, недавно вышла из печати первый выпуск статистического сборника «Мониторинг показателей Целей устойчивого развития», целью которого является информирование общественности о текущем состоянии и прогрессе устойчивого развития в нашей стране, а также содействие в определении дальнейших приоритетных шагов для достижения успеха в реализации ЦУР.
— Что означает дезагрегация данных и почему это является одним из требований мониторинга ЦУР?
Как отмечалось выше, главный посыл Повестки Целей устойчивого развития – не оставить никого позади. В связи чем, Нацстатком провел значительную работу по дезагрегации или разделению данных по полу, возрасту, национальности, географическому положению, миграционному статусу, а также лицам с ограниченными возможностями. На сегодня из доступных показателей ЦУР 35 могут быть дезагрегированы по полу, 23 показателя – по возрасту и 34 показателя – по географическому положению.
— Какие источники вы используете для сбора данных по ЦУР?
Необходимо отметить, что мониторинг глобальной Повестки 2030 – это некий вызов для статистических органов. Решение проблем данных и информации в контексте ЦУР требует нестандартного мышления, использования современных технологий для поиска новых, более быстрых и творческих способов ведения дел. То есть, нам необходимо использовать новые источники данных, новые платформы, новые бизнес-процессы, которые прочно построены на основе уже существующих технологиях. Пока же мы используем только данные, произведенные в системе государственной статистики, а также министерств и ведомств. Тем не менее, мы приветствуем также использование новых источников для данных, в том числе и «большие данные».
— Какие сложности возникают при построении системы мониторинга и отчетности для показателей ЦУР?
Я бы выделил две проблемы. Первое — это дезагрегация требующая разделения данных более чем по 7 признакам, а это требует дополнительных усилий статистиков. Вторая сложность состоит в координации потоков данных, так как данных НСК для построения единой системы мониторинга и отчётности недостаточно и имеет потребность в сборе дополнительной информации из других источников.
— Насколько мне известно, ЦУР затрагивает интересы всех и каждого. Исходя из этого, хотелось бы узнать, как Вы оцениваете взаимодействие Нацстаткома с другими заинтересованными ведомствами.
Что касается вопросов взаимодействия, то Нацстатком для его усиления активно работает со всеми заинтересованными сторонами, для чего формирует коммуникативные площадки. Например, ежемесячно проходят пресс-конференции с участием представителей средств массовой информации, на которых представляются данные о социально-экономическом положении страны, в том числе о ЦУР. Проводятся «Дни открытых дверей», где представляется информация о построении системы мониторинга и отчётности ЦУР, а также организуются пресс-клубы для журналистов.
— В заключение хотелось бы узнать, уважаемый Акылбек Шакирович, о дальнейших шагах Нацстакома в рамках мониторинга показателей ЦУР?
В настоящее время Нацстатком ведет работу по нескольким крупным направлениям. Первое — подготовка Стратегии мониторинга ЦУР, которая будет включать в себя детальный План действий по построению системы мониторинга и отчетности для показателей ЦУР. Второе – это подготовка коммуникационной стратегии о взаимодействии с пользователями в рамках мониторинга ЦУР, которая ориентирована на усиление взаимодействия с пользователями и производителями.
В дальнейшем, мы намерены разработать и адаптировать методологию и метаданные по ЦУР. Будет продолжена работа над построением Национальной платформы распространения данных. Она позволит распространять не только показатели ЦУР, которые производятся в системе национальной статистики, но также данные, полученные из других источников. Кроме того, в рамках цифровизации Нацстатком планирует внедрить единую систему хранения макроданных, которая позволить интегрировать все данные в единую базу и, тем самым, исключить дублирование работ и снизить количество ошибок.
Беседовал Авланбек Джумабаев