Уроки истории. О социальной дистанции

Аналитика,Лента событий,Статьи 08 Ноя 2021 09:02
1 отзыв

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

У каждого живого существа от природы есть свой социальный статус, который закрепляет его позиции в обществе или природе. Обычно этот статус зависит от места и роли в клане, прайде, стаде или стае. Кто стоит во главе пищевой цепи, кто охотник, а кто добыча?

У людей тоже много общего с животным миром, где статус определяется главным образом силой. У сильных больше прав и возможностей. Но у человека со временем, как он все более и более становился социальным существом, не все стало определяться силой. Немалую роль в социальной иерархии стали играть происхождение, ум, образование, культура, способности и т.п.

Самые сильные люди, захватив власть в общине, потом пытались закрепить ее в своих руках. Вожди родов и племен стали передавать ее по наследству своим детям. Образовались династии. Воины, обеспечившие приход и удержание власти, становились аристократами, приближенными к царю персонами с высоким социальным статусом.

Цари и короли стали рассматриваться как наместники Бога на земле, божьи помазанники. Что очень серьезно увеличило социальную дистанцию между правителем и его подданными. Королям и царям надо было выказывать особые знаки внимания, падать ниц или сгибаться в низком поклоне, не смотреть в глаза повелителя и т.д.

Это стало причиной острого конфликта между Александром Македонским и его полководцами. Новый повелитель Востока, признанный египетскими жрецами «сыном бога Аммона», требовал от своих подданных божественных почестей, которых македонцы рассматривали как проявление «варварства» и «дикости». По их представлениям свободные люди не должны были ползать перед царем, целовать землю, как это делали подданные персидского царя. Они не признавали варварских божеств и не видели в нем сына Бога. Но Александр понимал важность нововведений, значение обожествленной личности, увеличения социальной дистанции, чтобы утвердиться на восточном престоле как повелитель всего мира.

Правда, у разных народов и культур были разные социальные дистанции.

В античной Греции было около 200 полисов — небольших городов-государств, из которых самыми большими были Афины и Спарта. Большинство из них управлялись царями, которые были «первыми среди равных». Они жили и питались так же, как и простые общинники, одевали примерно такую же одежду, работали на полях, вели свое дворовое хозяйство, их трудно было отличить друг от друга. Их содержание было необременительным для подданных. Низкая социальная дистанция становилась мощным оружием против политических противников и недоброжелателей. Александр Великий, Гай Юлий Цезарь, Наполеон делили с солдатами их лишения и трудности, не отсиживались в тылу или за спинами воинов, шли в первых шеренгах битв, за что снискали большую любовь и уважение своих генералов, офицеров и солдат, простых людей, которые были готовы отдать за них свою жизнь.

Сейчас на малых островных государствах в Тихом и Индийском океанах с населением в 10-50 тысяч человек президенты и короли живут, как и многие рядовые островитяне, ходят в шортах, ловят рыбу, живут без охраны. А островитяне их называют просто по имени без всяких там «ваших величеств и превосходительств». Мой аспирант и друг Данай Ишемкулов побывал на о.Палау и рассказывал мне, как островитяне похлопывали по плечу своего президента, одетого в майку и шорты, подшучивали над ним, не записывались к нему на аудиенцию. Его запросто можно найти на улице, на базаре, в гуще простых людей, рассказывающего уморительные анекдоты. Все островитяне любят его, называя не иначе, как «наш Томас». А это дорогого стоит!

Жители Палау

На Востоке социальная дистанция была сложной и длинной. Король или царь рассматривались как «живые боги», они жили во дворцах, были окружены множеством слуг и стражников, носили королевские знаки отличия, отличавшие их от простолюдинов. А подданные были для них просто рабами. Вспомните сериал об османском султане Сулеймане Кануни. Там нет свободных граждан, все рабы, даже визири и высшие аристократы.

Однако, со временем социальная дистанция стала в мире сокращаться. Стремительно в Европе, где власть в результате революций стала избираться народом, а монархии сменились республиками. Менялись и правила общения, новые правители — президенты, премьер-министры, министры, депутаты, губернаторы стали сокращать социальную дистанцию между ними и народом, эволюционировать в сторону защиты и выражения интересов простых людей. Стали жить как простые граждане, яркий пример тому канцлер Германии Ангела Меркель.

Ангела Меркель покупает продукты в супермаркете

Стали меняться и королевские династии, тамошние привычки, появились народные короли и королевы, например, английская принцесса Диана. Элита стала активно сближаться с простым народом, жениться на простых девушках или подданных, жить их нуждами, заботами интересами, служением государству.
Вслед за Европой стал меняться и Восток. Император Японии стал выходить на люди, публично общаться со своими подданными, жениться на простых девушках, что раньше было абсолютно невозможно. А один из римских Пап добровольно ушел в отставку, хотя папы избираются на этот пост пожизненно.

Такого рода изменения начали происходить и в кыргызском обществе, где исторически социальная дистанция между правителями и общинниками в кровнородственной общине была очень коротка. Ханы, бии и манапы не шиковали, да это было и невозможно в тех экономических условиях, и жили как простые соплеменники.

Нынешние правители страны должны обратить на это особое внимание и перестроить свой протокол в пользу большей открытости и упрощения, отказаться от длинных кортежей, перекрывания трасс по маршруту следования первых лиц, сложных и вычурных церемониалов, позаимствованных из чуждых для кыргызского менталитета культур и цивилизаций. Это будет сильный ход по возвращению власти, после длительной истории бюрократизации, продажности и коррупции, ранее утраченного народного доверия.

Учитесь самому лучшему. Избавляйтесь от вредных, пустых и опасных для личной репутации соблазнов.

Одна мысль о “Уроки истории. О социальной дистанции

  1. Максат

    Зачет. Хорошим правителям нечего прятаться за охраной. Их содержание не должно быть обременительным и дорогим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.