Уроки истории. О пользе традиций и обычаев

Аналитика,История,Лента событий,Статьи 23 Авг 2021 18:20
2 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

В свое время, бережно сохранив и совершенствуя свои культурные традиции, японцы сотворили чудо. Они добились невозможного, за короткий исторический срок перейдя от аграрного общества к современному, демонстрируя при этом недюженную энергию и высокие качества своего народа, как веру в свои силы, целеустремленность, решительность, изобретательность, единство, сплоченность, самоотверженность, дисциплинированность и трудолюбие. Без этого японские реформы навряд ли достигли бы своей цели.

В годы революции Мэйдзи (1868), чтобы стать сильным и современным государством, они позаимствовали у Запада лучшие и наиболее приемлемые для японцев политическую систему управления и военную доктрину. У англичан они скопировали государственное и судебное устройство. Армию построили по германскому образцу, а флот – по британскому. Приняли императорский указ о ликвидации массовой неграмотности населения.

Произошли события, резко изменившие ход исторического развития этой страны. Была восстановлена императорская власть. Ликвидирована система сегуната, просуществовавшая в Японии почти 700 лет.

Радикал-реформаторы хотели пойти еще дальше – отказаться от буддизма (которое, по их мнению, привело к ослаблению Японии) и поголовно перейти к христианству, от японского языка к английскому. И то, и другое не получилось. Буддизм был немного подредактирован, добавлением к нему тенгрианского культа Неба. Появилась новая модификация религии – синтоизм, главой которой стал император – Сын Неба, живой Бог. Идея с английским у них отпала сразу, японцы и сейчас в своей основной массе почти не говорят на нем.

Хребтом, идеологической базой реформ стала национальная культура и японские национальные ценности. Важным ресурсом для развития Японии также были признаны и западные — демократические ценности, немного подкорректированные под местные особенности и менталитет. За менее, чем полстолетия отсталая Япония, не имея никаких природных ресурсов, стала самой развитой страной, прорвалась в круг крупнейших мировых держав и сейчас является третьей по масштабу экономикой мира, пропустив недавно вперед КНР.

Нет смысла говорить обо всех нюансах и трудностях реформ – их было немало. Например, японский обычай трайбализма не был отменен (мы же всегда кричим об отмене обычаев старины ), а искусно трансформирован в идею преданности своей компании, пожизненного найма на работу и заботу компании о каждом сотруднике, что привело к другому мультипликативному эффекту – высокому качеству производимой продукции и высокой социальной защищенности японских работников.

Второй пример касается нашей общей с японцами традиции — культа предков («арбактар»), восходящего к тенгрианству. Каждый год три дня с 13 по 15 августа (в некоторых местах в сер. июля) они проводят праздник поминовения предков (Обон). Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных. Покойник, становясь предком, таким образом продолжает свое бытие в составе семьи. Но теперь оказывался ее членом, находящимся в потустороннем состоянии, достигшим высшей ступени семейно-родовой иерархии и наделенным божественными возможностями. Почитаемый предок обеспечивал самоидентификацию, систематизацию разных семейных групп в крупной общине.

Считается, что предки все видят и никуда от них не спрячешься. Поэтому потомки боялись совершать плохие поступки, боялись опозорить своих предков и свой род, навлечь проклятье.

Чтобы снять позор и вернуть честь японец должен был покончить с жизнью. Сейчас они уходят в отставку, хотя бывают и случаи самоубийства.

Предыдущий премьер Японии Синдзо Абэ, например, дважды занимал эту должность. Премьером был его дед Нобусукэ Киси, его отец Синтаро Абэ был министром иностранных дел. Династия слуг государства. Первый раз он ушел в отставку в связи с коррупционным скандалом, в котором подозревался министр сельского хозяйства. Министр в суде оправдался и Синдзо Абэ снова стал во главе правительства. Во второй раз он добровольно ушел в отставку по болезни. В этом состоянии он посчитал, что не сможет полноценно служить своему народу и государству. Конституцию под себя не переписывал. Власть своему сыну не передавал.

У кыргызов когда -то тоже позор был несмываем! Сын вора, даже если он был хорошим человеком, всегда оставался в общественном мнении «сыном вора», его сын – «внуком вора», а его семья — «семьей воров». Позор падал на весь род и племя! Опозоривших нещадно изгоняли из общины! Они становились персона нон-грата. Их можно было убить, взять в рабство. И за это не могло быть «кровной мести». И не было в этом никакой героики и почета, как сейчас. Позор навсегда закрывал членам опозорившегося рода, где доминировал принцип коллективной ответственности, доступ к управлению и общественной жизни . А скрыться от позора не давала «санжыра» (кыргызская родословная). По нему можно было определить каждого — кто его предки и какими делами они занимались? Не случайно, при знакомстве кыргызы первым делом спрашивают: «Чей ты сын? Из какого будешь рода?»

Между прочим традиция «санжыра» может быть востребована при отборе кандидатов на выборные должности. По нему нетрудно установить — кто потомок вора и склонен к воровству, а кто потомок достойных людей.

Известный родовой вождь Шабдан -батыр, отличавшийся своей справедливостью изгнал из своего рода близкого родственника Рахманкула Худайкулова из-за того, что опозорил его род кражей 2-х лошадей у русского переселенца Пахотина. Рахманкул после октябрьской революции стал видным деятелем советской власти и принес народу немало горя.

Но кыргызская традиция недопущения позора с введением рыночных отношений забылась. Мораль упала, а воровство возведено в ранг героизма. Перед ворами все пляшут и заискивают. Преступность захлестнула всю страну до такой степени, что серьезно встал вопрос о дальнейшем существовании нашей государственности и способности нынешнего поколения сохранить ее для потомков. Из-за таких кыргызы уже неоднократно теряли свою государственность. А меры, взятые из опыта других стран, не дают нужного эффекта. В связи с чем подумалось, а не пора ли нам побороться с пороками как японцы. Продумать механизмы их реализации, которые в итоге позволят восстановить нравственную и моральную чистоту в обществе?

2 мысли о “Уроки истории. О пользе традиций и обычаев

  1. 111

    Все это классно, но мне интересно а кем считаете себя вы господин Курманов после того как помогли РК отжать у нас земли ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.