Суровый выбор для Кыргызстана: катастрофа или модернизация государства. часть 1

Аналитика,Лента событий,Статьи 07 Июл 2020 09:00
3 отзывов

Заслуженный юрист КР Мурат Укушов – специально для Elgezit.kg

15 декабря 1990 года легендарный Верховный Совет 12-го созыва принял Декларацию о государственном суверенитете, а 31 августа 1991 года – Декларацию о государственной независимости Кыргызской Республики. Получив «на блюдечке» независимость, кыргызы, как государствообразующая нация, стали обладателями уникальной возможности для построения собственного государства. Но как мы используем этот «божественный» дар?

Судьба Кыргызстана на весах истории

Увы, «достижения» Кыргызстана за три десятилетия лет независимости не впечатляют. За прошедшие годы были произнесены миллионы правильных слов, приняты десятки программ и стратегий развития, большинство которых так и остались на бумаге. По данным СМИ, Кыргызстан по итогам 2009 года стал самым бедным государством в СНГ: ВВП на душу населения составлял $630 — ниже, чем в Таджикистане, который традиционно считался беднейшим государством из бывших союзных республик. Нашими соседями по этому показателю тогда стали африканские страны!

Через 10 лет, в сентябре 2018 года портал Focus Economics составил список самых бедных стран мира, основываясь на прогнозах прироста ВВП и ВВП на душу населения. В Топ-10 попали страны Африки, островные государства Карибского бассейна и некоторые страны СНГ: в первую тройку «антирейтинга» вошли Демократическая Республика Конго, Мозамбик и Уганда, помимо них, в эту «десятку» попали Таджикистан (4-е место), Узбекистан (8-е) и Кыргызстан (10-е).

Между тем о бедственном положении в социально-экономической сфере Кыргызстана свидетельствуют также и статистические данные Статкомитета СНГ по итогам 2018 года. Приведу некоторые цифры.

Внутренний валовый продукт (ВВП) на душу населения: Кыргызстан$1278 (предпоследнее место), Таджикистан – $833 (последнее место). Среднемесячная заработная плата (в расчете на одного работающего): Кыргызстан – $239 («третье» место с конца), Узбекистан – $226, Таджикистан — $135 (последнее место). Доля населения проживающего за чертой бедности, принятой на национальном уровне (в % ко всему населению): Кыргызстан – 22,4% («второе» место), Таджикистан – 27.4 % (первое место). Размер минимальной заработной платы: Кыргызстан – $24 (последнее место), Узбекистан – $25, Таджикистан – $42. Минимальный (базовый) размер пенсии по возрасту: Кыргызстан – $27 (предпоследнее место), Таджикистан – $19 (последнее место).

По данным Министерства финансов по состоянию на 31 января 2018 года государственный долг (внешний + внутренний) Кыргызстана составил $4 млрд 624.81 млн, или 316 млрд 290.85 млн сомов. Из этой суммы внешний долг составлял $4 млрд 139.28 млн. Между тем помнится, что первого президента страны А.Акаева общественность нещадно критиковала за $2 млрд внешнего долга.

Снова обратимся к международным рейтингам.Кыргызстан в 2010 году занял последнее место в рейтинге международного исследования PISA (Programme for international Student assessment), оценивавшего образовательные достижения учащихся школ. Всего в исследовании принимали участие 65 стран. Стоит отметить, что, по результатам исследования PISA, в 2006 году Кыргызстан также занял последнее 57 место среди 57 стран-участниц! С тех пор Кыргызстан не участвует в исследовании PISA – как говорится, «от греха подальше».

Кыргызстан занял 126-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции за 2019 год (ИВК-2019). Об этом сообщила международная организация Transparency International. Кыргызстан получил 30 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Джибути (Африка), Украиной и Азербайджаном. Между тем лучшие результаты на постсоветском пространстве продемонстрировали Эстония — 19-я позиция, Литва — 35-я позиция, а также Латвия и Грузия — 44-я позиция. Несколько хуже ситуация с восприятием коррупции в Белоруссии — 66-е место и в Армении — 77-е место.

Учитывая эти и другие реальные «достижения» тамошние эксперты, в том числе общественные и государственные деятели, считают, что сколько-нибудь приличного социально-политического будущего у Кыргызстана нет и быть не может, что страна не способна к саморазвитию, а в ближайшей перспективе ее следует ожидать распад на несколько регионально-клановых образований. Главная проблема, по мнению многих экспертов, общественно-политических деятелей и граждан, — отсутствие общенационального лидера, способного сплотить нацию, все общество и повести ее к прогрессу.

Но на самом деле причина кроется намного глубже. Основная проблема заложена в патологиях государственного строительства в Кыргызстане. Таких как: социальная деформация (деградация социальных институтов, деформация права и правосознания, социальных ценностей и представлений о них); криминализация общества; системная коррупция; интеллектуальная деградация общества и государственного аппарата.

Всего лишь полгода назад – к началу 2020-го – кыргызские, так называемые «элиты» были уверены, что Кыргызстану ничто не угрожает: экономика и социальная сфера худо-бедно, но по логике властей должны были «день простоять, да ночь продержаться», оппозиция была «разгромлена», неправительственные организации потеряли былой авторитет в обществе, население, давно уже не надеясь на государство занималось самовыживанием и казалось, что «в Багдаде все спокойно».

Но вдруг в феврале-марте текущего года грянула пандемия COVID-19, изменившая привычный уклад жизни не только Кыргызстана, но и всего человечества. Мы стали свидетелями того, что перед коронавирусом оказались беспомощными даже самые развитые государства. В крайне сложной ситуации оказались ведущие европейские страны, США, азиатские гиганты – Китай, Япония, Южная Корея и многие другие государства.

События марта-июня показали отсутствие у Кыргызстана необходимых ресурсов для ответа на серьёзные вызовы. За пять первых месяцев текущего года ВВП страны снизился на 4,8 процента, что является наихудшим показателем среди стран региона. Сильнее всего пострадали сфера услуг, промышленность и строительство. Постепенно накапливаются «долги» в выполнении государством своих социальных обязательств. Многократно «реформированная» система здравоохранения «загибается» от нагрузки. Чтобы снять с себя ответственность за драматические последствия кризиса социально-экономической сфере, представители Правительства и политической «элиты» в целом, постоянно повторяют, как магическое заклинание, что кризис пришел к нам из Китая и других государств, и мы якобы не могли ни предвидеть, ни предотвратить его разумным путем.

Пандемия COVID-19 ускорила формирование новой политической и экономической реальности. Преодолеть системный кризис можно проведя фундаментальные институциональные изменения в государстве. Сегодня перед Кыргызстаном стоит суровый выбор: пасть под обломками обречённой системы или построить обновленное государство.

Иначе говоря, необходимо, не откладывая на потом, приступить к модернизации государства. Во-первых, избрать для страны новую модель развития, подведя жирную черту под постсоветским периодом нашей истории; во-вторых, сформировать новую политическую и экономическую элиту. Модернизация государства – это есть коренное обновление экономической, общественной и политической систем Кыргызстана.

В противном случае кризис может вообще подвести черту под существованием Кыргызстана как государства. К тому есть все осязаемые предпосылки. В сегодняшнем Кыргызстане уже видны признаки не только глубокого системного кризиса, выходящего далеко за пределы политической системы, экономики и социальной сферы, но и черты цивилизационного упадка.

4 октября состоятся выборы депутатов Жогорку Кенеша 7-го созыва. Политические партии и кандидаты в депутаты, выдвинутые партиями, скоро начнут всячески расхваливать перед электоратом (избирателями) свои грандиозные планы и программы в социально-экономической и политической сфере, стремясь заручиться поддержкой большинства избирателей.

Но одно можно предсказать совершенно точно уже сегодня: любая программа, как бы она ни была хороша, заведомо обречена на провал и не осуществится совсем, если государство не сможет осуществить скорейшее радикальное лечение патологий в государственном строительстве. Без излечения от патологий нет, и не может быть развития экономики, социальной сферы и политической устойчивости общества, нет, и не может быть нормального, цивилизованного государства. Об этом свидетельствует опыт государственного строительства южноазиатских «тигров».

Духовный кризис общества – корень зла

Возрастание числа и разнообразия негативных явлений в кыргызском обществе в последние три десятилетия можно считать фактами общепризнанными. Кыргызстан вступил в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствуетрезкое падение морально-нравственных ценностей, что проявляется в социальной жизни и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах, в поведении в обществе.

Дефицит доверия к органам власти, правовой нигилизм, безудержное распространение корыстных устремлений у членов общества, рост преступности, системная коррупция, национальная нетерпимость в жестких формах, включая насилие, двойные стандарты поведения власти и общества в целом — этот перечень может быть продолжен до бесконечности. Сегодня нужно говорить о степени деформированности, отставания, омертвления многих сторон жизни современного кыргызского общества, если мы хотим излечиться от патологий, присущих государственному строительству в последние десятилетия.

С конца 80-х – начала 90-х годов в общественном сознании произошла утрата прежних идеологических и социально-культурных представлений, что по сути дела означало переоценку определенных ценностей, присущих организации общественной жизни в так называемом «социалистическом обществе». Вместе со старым строем рухнула и старая мораль. Обрушение советского моральных ценностей последовало за разрушением коллективистского сознания, сменившегося «диким индивидуализмом». Старые представления о том, «что хорошо» (не стяжать, не выделяться, не быть богатым, не зарабатывать за счет других и т.п.) менялись на прямо противоположные, сменились многие нормы социального поведения, поменялись местами герои и предатели, «красные» и «басмачи», стали возрождаться родоплеменные отношения и т.д.

Произошла девальвация основополагающих принципов, которые были закреплены не только в известном «моральном кодексе строителя коммунизма», но и в обычаях и традициях народа. Стали ослабевать, утрачивать социальное воздействие такие понятия и привычки, как подчинение авторитету власти, подчинение решениям власти, уважение к старшим, милосердие, честность, трудолюбие, стремление получить образование и т.д., а также некоторые внешние признаки культуры общественного поведения. Т.е. обрушилась вся система координат социальной жизни.

Разрушив советскую систему морально-этических ценностей, мы еще не создали новой системы идеологических ценностей, правовой и политической культуры, достойной современного государства. Продолжающаяся уже четверть века деградация социальных и государственных институтов отрицательно сказывается на нравственном облике кыргызского общества и все больше искажает систему ценностных ориентаций и мотивации поведения людей. За это время возникли, а подчас и сильно разрослись нежелательные формы поведения, выплеснулись наружи их худшие проявления.

Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых кыргызстанцев не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у школьников и студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными. В глазах молодых людей — пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, гаджетам, сексу и развлечениям. Так, в ноябре 2017 года СМИ сообщили, что Кыргызстан вошла в тройку лидеров среди евразийских стран по числу несовершеннолетних рожениц — по данным министерства здравоохранения республики, в 2015 году в республике мамами стали 912 девочек 13-15 лет, в 2016-м – 934, ежегодно 1-1, 4 тысяч девочек от 13 до 17 лет беременеют. Если лет 30-35 назад юное поколение кыргызстанцев мечтали стать учителями, инженерами, летчиками, космонавтами, то теперь – коммерсантами, «ворами в законе», олигархами, депутатами.

Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях — один из главных пороков современного кыргызского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей… . данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других.

Новая экономическая формация нашла свое воплощение не в трудяге-частнике, а в совсем иной малосимпатичной фигуре, нечестными путями ухватившего большие куски некогда общего пирога. Помнится, известный общественный деятель и мыслитель Ишенбай Абдуразаков очень точно передал суть данного явления: «…складывается атмосфера, психологический фон, на котором коррупционеры и криминальные фигуры становятся «положительными» героями, которым можно и даже нужно подражать.» (прим. — выделено автором статьи).

Индивидуальные отклонения в поведении людей стали массовыми, приобрели разрушительный характер. Начался процесс криминализации языка, культуры, всех сторон общественной жизни. За три десятилетия независимости наше общество продуцировало массовое, поточное воспитание люмпенов, способных халтурить, химичить, воровать, грабить, но не работать, завистливо заглядывающих во двор или в карман соседа, стремящихся растоптать, извести все, что лучше, чем у тебя.

Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в Кыргызстане имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, плеваться на ходу, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать мусор, пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон многоэтажных домов, из проезжающих автомобилей. Наши горы, леса, водоемы, пляжи,  и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа «плачет» от такого бесчеловечного обращения. Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей. Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия.

Причины духовного кризиса

Основная причина духовного кризиса кыргызского общества заключается в том, что государство фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья народа, сосредоточившись, в первую очередь, на проблеме выживания на фоне переживаемых социально-экономических катаклизмов.

Упразднив социальные институты общественного контроля, в роли которых в советском обществе выступали пионерская, комсомольская и партийные организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию морально-нравственного контроля, мы взамен не создали социальные институты с аналогичными функциями. Как результат в обществе стали стремительно развиваться антисоциальные ценностные ориентации: корысть, вера во всесилие денег, девальвация ценности труда, индивидуализм, агрессивность, обман, эгоизм, двойная мораль, пренебрежение интересами окружающих, отсутствие чувства сострадания, жестокость, и т.д.

Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в Кыргызстане новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу. После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены извне, в условиях Кыргызстана либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое.

Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сегодня, в Кыргызстане до сих пор не создано взамен никакой идеологии, поддерживаемой народом. Нет четких социальных ориентиров на будущее. Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос.

В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие – которые, в первую очередь активно усваиваются нашей молодежью. Средства массовой информации, Интернет и социальные сети учат людей, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Морально-нравственные качества человека в таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются.

Поскольку в последние три десятилетия государство фактически самоустранилось от проблемвоспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, в результате этим делом в последние два десятилетия активно занялись (и преуспели) СМИ и Интернет, формируя моральные идеалы кыргызского общества на свой лад, ориентируясь на не самые лучшие образцы западной культуры.

Между тем ценности западного общества потребления не должны служить для Кыргызстана в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Духовная деградация подрастающего поколения увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. Все пороки современного западного общества – идеалы мафиозной культуры, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. — распространяются с ужасающей скоростью через ТВ, Интернет, социальные сети.

Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности — имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ. Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества.  На службу этим порокам становятся некоторые СМИ, Интернет, социальные сети, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости в обществе.

Между тем свобода выражения своего мнения, свобода слова и печати, как и любые другие политические свободы, не могут восприниматься как абсолютные. Конституция Кыргызской Республики (часть 2 статьи 20) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина и, соответственно — свобода мысли и мнения, свобода слова и печати могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

При этом следует отметить, что такие ограничения также корреспондируются с положениями норм международного права — Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).

Так, согласно пункту 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года «пользование правом свободного выражения своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено  с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.»

Но самое страшное — это толерантность большинства людей к явлениям социальной деформации, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни. Ежедневно сталкиваясь с вопиющими фактами безнравственности, беззакония и произвола, люди утрачивают остроту реакции на них, постепенно проникаются безразличием к происходящему. Сегодня кыргызстанцыпочти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях всеохватывающей коррупции, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета. Так в обществе постепенно формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестких формах.

Как преодолеть духовный кризис общества

Государство, не способное остановить негативные процессы социальной деформации, как правило, обречено на самоуничтожение. Нарастающая деградация общества и государства обусловливает необходимость принятия комплексных политических, экономических, социальных и правовых мер по возрождению моральных и нравственных устоев общества.

Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Необходима специальная политика в этой области. У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать?

К решению проблемы духовного возрождения Кыргызстана необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества — философов, писателей, общественно-политических деятелей, представителей традиционных религиозных организаций, и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии. Никогда нельзя забывать простую истину — в этом сложном, во многом несправедливом мире мы, кыргызы, по большому счету никому не нужны. Мы нужны только собственной стране.

Неизбежность перемен – нужна «революция сверху»

Сегодня так называемая «элита» страны перекладывают на коронавирус вину за переживаемые экономические и социальные проблемы. На самом деле системный кризис порождён не пандемией. В стране сегодня налицо фактор исчерпания ресурсов и резервов советского наследства. Неуклонный и неумолимый износ советской инфраструктуры — как материально-технической, так и социальной, в том числе – системы здравоохранения, ставит Кыргызстан перед серьезным вызовом. Тот факт, что к этому заранее известному вызову прибавились экономические и социальные последствия ставшей неожиданностью мировой пандемии коронавируса, качественно усугубляет ситуацию, переводя ее в формат системного кризиса.

В настоящее время в Кыргызстане заметны первые проявления экономической и общественно-политической нестабильности. Коронавирус и введенный в марте-мае текущего года карантин больно ударили по экономике и бюджету Кыргызстана. Правительству пришлось срочно корректировать республиканский бюджет на 2020 год: теперь доходы по итогам года составят 132,8 млрд сомов вместо ранее утвержденных 163,7 млрд; расходы превысят доходы на 37,7 млрд сомов — это рекордный дефицит. Бюджет испытывает небывалую нагрузку. Доходы падают, расходы растут, а резервов у страны нет. Все силы властей брошены на поиски помощи извне.

Во второй половине 2020 года и в 2021 году следует ожидать полномасштабного экономического кризиса со всеми сопутствующими признаками: огромным дефицитом бюджета, инфляцией, падением промышленного производства, банкротствами предприятий финансового и реального сектора, увеличением серого сектора экономики, обнищанием населения. Предотвратить такое развитие событий сегодня представляется все менее вероятным. Экономисты осторожно намекают на вероятность дефолта.

Негативными последствиями экономического кризиса, могут стать:

— падение темпов промышленного производства;

— рост безработицы;

— возобновление девальвации сома к концу года, а в 2021 году возможно преодоление психологически важного рубежа в 100 сом/$1;

— увеличение фактической инфляции, основными причинами которого явятся девальвация сома, рост тарифов естественных монополий, снижение конкуренции на потребительском рынке;

увеличение масштабов коррупции;

дальнейшее обнищание населения;

— ускорение депопуляции, вызванное, в частности, ростом числа самоубийств, распространением алкоголизма и наркомании, отсутствием у тысяч кыргызстанцев доступа к квалифицированной медицинской помощи (в том числе из-за финансовой недоступности такой помощи);

рост межэтнической напряженности в условиях кризиса;

— угроза массовых антиправительственных выступлений и беспорядков из-за ухудшения жизненного уровня населения.

Перечисленные негативные последствия экономического и социального кризиса усугубляются двумя чрезвычайно важными факторами, в свете которых общие риски многократно возрастают и которые, при определенном развитии событий, способны превратить кризис в катастрофу.

1. Безответственность административных (властных) и экономических и «элит». Правящему классу страны, основанному на аффилированных отношениях большей части руководящих должностных лиц и крупного бизнеса, присущ острый дефицит социальной и национальной ответственности. В своей основной части правящий класс Кыргызстана ориентирован на краткосрочную выгоду и локальные финансовые интересы (включая безопасность оффшорных авуаров, сформированных в результате вывоза капитала из страны в минувшие десятилетия). Действия его представителей зачастую входят в противоречие с государственными или общественными приоритетами. Как правило, властная и экономическая элита не прилагает должных усилий к нивелированию последствий экономического кризиса, зачастую напротив – использует кризис, в значительной мере, для обеспечения своих сугубо частных интересов. Ведь недаром Президент Сооронбай Жээнбеков назвал врагами народа тех, кто наживается на сложной эпидемиологической ситуации. (об этом он заявил в своей поздравительной речи ко Дню медицинского работника 3 июля 2020 года).

2. Современному кыргызскому обществу присущ не только правовой, но и институциональный нигилизм – глубоко укорененное недоверие к органам государственной власти и иным публичным институтам. Эту тенденцию несложно проследить по рейтингам доверия к органам власти на всех уровнях. Но главным  показателем сегодняшнего уровня доверия граждан к властям стало вынужденное обещание Правительства не воровать деньги на борьбу с COVID-19 (на пресс-конференции 2 июля текущего года).

Таким образом, динамика социально-экономического кризиса в сочетании с хронической безответственностью элит и недоверием общества к властям ставит под вопрос не только сложившуюся политическую систему, но судьбу государственности Кыргызстана в целом. Дальнейшее становление и развитие кыргызской государственности зависит от того, как действующая власть решит сложнейшие социально-экономические проблемы. И все мы – граждане, которым небезразлична судьба нашего государства, должны сегодня искать нетривиальные пути для решения переживаемого экономического и назревающего общественно-политического кризиса, преодоления «помутнения разума» части политиков и членов общества, как это случилось в марте 2005 г. и апреле-июне 2010 г.

Альтернативой такому краху может быть «революция сверху» — радикальная модернизация государства.

                                                                     (продолжение следует)

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

3 мысли о “Суровый выбор для Кыргызстана: катастрофа или модернизация государства. часть 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.