Наталья Никитенко: Если пандемия затянется, есть смысл подумать о переносе выборов в Жогорку Кенеш

Аналитика,Интервью,Лента событий,Статьи 02 Апр 2020 18:30
3 отзывов

Обрушившийся на мир коронавирус вносит ежедневно свои коррективы в политическую и экономическую повестку дня. Растет число зараженных и одновременно, чтобы сдержать нашествие, ужесточаются меры.

На планете количество инфицированных COVID-19 приближается к 1 миллиону человек. В Кыргызстане уже 116 зарегистрированных случаев. Чтобы сдержать распространение заболевания, пришлось закрыть границы, прекратить авиасообщения. На территории Бишкека, Оша и Джалал-Абада, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области, Сузакского района Джалал-Абадской области введены режим чрезвычайного положения и комендантский час.

Местные выборы, назначенные на 12 апреля, отодвинуты и дата пока не определена. Некоторые парламентарии и юристы задаются вопросом: а состоятся ли в срок – 4 октября, выборы в Жогорку Кенеш? Не исключено, что и эта кампания может быть смещена на март-апрель 2021 года.

В интервью Elgezit.kg депутат Наталья Никитенко пояснила, почему она считает, что главное политическое событие года может не состояться.

— Осенью в Кыргызстане должны пройти выборы в парламент. Как Вы думаете, может быть есть смысл их перенести, ведь страна, даже после отмены чрезвычайного положения, будет еще долго приходить в себя.

— Сегодняшняя ситуация, не только в нашей стране, а практически по всему миру уникальная по сложности и по тому, как быстро и нестандартно нужно принимать важнейшие решения. Две недели назад я высказала предположение, что возможно, если пандемия затянется, есть смысл подумать о переносе выборов в Жогорку Кенеш. Однако, ситуация так стремительно меняется, что тогда никто не мог предположить масштабов проблемы. Никто не мог предположить, что кризис будет так стремительно и глобально развиваться. Две недели назад это была больше медицинская сложность, сейчас это уже экономическая, социальная и финансовая катастрофа. Я бы даже сказала — громадная беда и глубокий кризис.

Поэтому, в этой ситуации, вопрос о выборах стоит очень серьезно. Его нельзя рассматривать только с одной стороны. Кризис потребует жестких решений, полного доверия к органам управления со стороны населения. Он потребует мобилизации, ответственности со стороны парламента и избранного им правительства. Кризис не закончится с пандемией, все ведущие мировые экономисты и политологи едины в том, что он продлится долго и будет серьезнее, чем кризис 2008 года. В этой ситуации власть должна пользоваться поддержкой и доверием народа.

— Многие ссылаются на то, что по Конституции выборы должны пройти в срок. Иначе будет нарушен Основной закон страны. Но, коронакризис и то, что происходит не только с Кыргызстаном, но и с целым миром, разве не форс-мажорные обстоятельства?

— Да, вы правы, сами выборы, а особенно в нашей стране, это всегда испытание надежности госмашины, это угроза стабильности. Если выборы пройдут в условиях кризиса, то есть угроза, что обнищавшее население пойдет на продажу голосов, чем обязательно воспользуются олигархи, воры, коррупционеры, контрабандисты и просто бандиты из ОПГ. Есть большая возможность, что такой парламент будет нелегитимным с точки зрения справедливости и честности. И я не очень верю, что такой парламент изберет ответственное правительство и сможет вывести страну из кризиса. Но с другой стороны, в истории практически нет прецедентов, когда парламент демократической страны сам себе продлевал полномочия. Наоборот, даже во время Второй Мировой Войны выборы в парламент Великобритании прошли в срок, президентские в США – тоже. И это служило показателем уверенности государства и народа в незыблемость демократии и порядка.

— Как Вы считаете, если парламентские выборы все-таки проведут 4 октября, не будет ли это обстоятельство поводом подвергать легитимность 7 созыва Жогорку Кенеша сомнению?

— Если смотреть с точки зрения легитимности, то вот вам оборотная сторона медали — как мы можем быть уверены в легитимности парламента, который сам себе продлил срок полномочий? Я говорю о шестом созыве. Не вызовет ли такое решение те же самые социальные потрясения в обществе? Особенно с учетом того, что нынешний созыв не очень авторитетен и популярен в обществе.Если он продлит свои полномочия не будет ли это выглядеть в глазах значительного количества избирателей, как узурпация власти? Тогда этот парламент сможет ли избрать ответственный антикризсный кабинет, вести самостоятельную политику, реформу судов? Милиции? Экономическую реформу? Или он будет оглядываться на 7 этаж? И бояться сделать любой шаг? Тогда нужен ли такой парламент? Что касается легитимности седьмого созыва…Сложно судить, но то, что на фоне разразившегося экономического кризиса сумчатые партии будут скупать голоса, очевидно.

— Какие юридические обоснования могут быть под решением о переносе парламентских выборов?

— Как я уже сказала вопрос сложный, он требует тщательного обдумывания, анализа всех рисков и решение должно быть принято исключительно в интересах народа и будущего страны.

3 мысли о “Наталья Никитенко: Если пандемия затянется, есть смысл подумать о переносе выборов в Жогорку Кенеш

  1. Тороназар

    Какие выборы в такой ситации дураки что ли?Лучше эти расходы на восстановление урона коронавирусом тратить надо.Надеюсь парламентарии до осени честно заслужить продление своего срока до весны.

  2. Гражданин

    Этим паразитам хочется и дальше продолжать сидеть на шее Народа.

  3. Жамбылбек

    Төлөнбай.
    КР сы 1994- жылдан бери Самопал Конституция менен жашап келе жатат.
    1993- жылы, Легендарлуу Парламент кабыл алган Баш Мыйзам гана Легитимдүү жана мыйзамдуу..
    Кийинки, 94- жылкы, 2003- жылкы , 2010- жылкы жаңыдан кабыл алынган Конституциялар үчөө тең САМОПАЛ.!
    1996- ,97 — ,98 -, 99- жылдары , А.Акаев референдум менен, киргизген түзөтүүлөр, Бакиев киргизген 2006- , 09- жылдары киргизген толуктоолор, 2008- жылы Демократ болумуштар жасаган Оңдоолор.
    2017- жылы Атамбаев жасаган түзөтүүлөр баарысы Легитимдүү эмес.!
    Бардыгы болуп
    12 жолу өзгөртүңөр.
    Бирок Коомдо, өлкөдө, мамлекетте эч кандай өзгөрүү, өсүү болгон жок.
    Конституцияны өзгөртүүнүн Мыйзамдуу жолу 1993- жылкы Конституцияга кайтып баруу…
    Башка альтернативалуу жол болушу мүмкүн да эмес…
    Себебин түшүндүрөйүнбү же өзүң элге түшүндүрөсүңбү?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.