Уроки истории. Об одной эпидемии, которая изменит мир, но покончит ли с нашей расхлябанностью?

Аналитика,Лента событий,Статьи 23 Мар 2020 10:00
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg.

Речь, конечно, идет об эпидемии коронавируса, с которой столкнулось наше молодое государство. И у нас есть ощущение сильной тревоги: справится ли Кыргызская Республика с этой угрозой, которую канцлер Германии Ангела Меркель назвала самой опасной из всего, с чем столкнулся мир после Второй мировой войны. Поэтому самое время поговорить о том, как изменится Кыргызстан, что в нем надо изменить, чтобы не жить все время в состоянии тревоги и приближающейся катастрофы.

И, может быть, в концепцию национальной безопасности нашей страны заложить тезис о «несостоявшемся государстве», как вероятной угрозе, которая нависает над нами после каждого митинга, эпидемии, конфликта на границе и так далее. США, например, совсем непохожи на несостоявшееся государство, тем не менее в ее концепции национальной безопасности без ложного патриотизма такое понятие, как угроза, есть. «Несостоявшееся», «провалившееся» государство — это термин, применяемый для обозначения страны, которая не может поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица.

Используется часто для обоснования ввода миротворческих войск в охваченный беспорядками странах, которые сами не могли решать свои проблемы. Например, при вводе австралийских миротворческих сил в Восточный Тимор, французских в Чад и Руанду, бельгийских в Демократическую Республику Конго и так далее.

Кыргызстан российские политологи тоже называют «несостоявшимся» государством. Мы даже умоляли ОДКБ ввести в страну миротворческие силы после этнического конфликта на юге страны в 2010 года. Затем просили ОБСЕ ввести полицейские силы, так как не были уверены, что сами справимся с урегулированием конфликта. Но нам всегда везло, а везение — категория неустойчивая. Завтра может не повезти, если не предпринимать меры по укреплению государственности. Когда коронавирус нашли в КНР, а затем в Южной Корее, Сингапуре, Тайване, ощущения сильной тревоги не было. Мы верили, видя их слаженные действия по управлению большими группами населения, в которых они супермастера, что вирус отступит. Так и получилось. Теперь они хотят помочь другим справиться с этой напастью. Верили потому, что все, за что берутся правительства этих успешных государств, всегда получается. У нас же все часто было наоборот. Даже одну ГЭС построить не смогли, хотя «понтов» всяких — выше крыши.

Пользуясь случаем, хотелось бы призвать политическое руководство страны решить одну очень важную проблему — очень ответственно подходить к формированию властных органов. Тем более эпидемия происходит в канун выборов в местные органы и парламент страны, в которых снова хотят принять участие все, кому не лень. А так не должно быть.

Слабая власть — это постоянная угроза национальной безопасности страны. Слабая власть — это обреченность страны на бедность, нищету, болезни, беззаконие, коррупцию, воровство, преступность, угроза политической стабильности и угроза социального взрыва. Первая реакция кыргызстанцев на эпидемию показала, что у нас плохо обстоят дела не только с материальной обеспеченностью и организацией. Бизнесмены бросились наживаться, жители беспечно уезжают путешествовать за границу, депутаты играют во флешмобы и досрочно уходят на каникулы, правительство в растерянности и не знает, что делать. И надо из этого кризиса вывести для нас надлежащие уроки, не сделанные даже после двух кыргызских революций, после которых качественный уровень правящей бюрократии существенно упал.

Эпидемию коронавируса надо использовать, как возможность усилить качественный состав власти, ее способность решать сложные вопросы. Формировать органы власти, политические и другие институты как ресурс, опору для государства и общества. Если слабым окажется правительство, то не даст провалиться стране сильный парламент. Если слабыми окажутся и парламент, и правительство, то пусть поддерживающей опорой государства станет сильный суд или местное самоуправление. Нельзя, чтобы все подпорки государства и общества были хилыми. Что делать, если все органы слабы, слабы политические партии, бизнес-сектор, НКО, а население безграмотно. Это же прямой путь к национальной катастрофе. Поэтому надо формировать органы власти не по принципу, чтобы «тихо сидели и дрожали», а чтобы ветви власти и политические институты были надежной опорой для страны и граждан. Чтобы мы не боялись, что власть и другие акторы политического процесса бросят население при первой же опасности. Как это уже неоднократно случалось с силовиками в дни так называемых «революций». Надо всерьез изменить отношение к предстоящим выборам и формированию властных институтов, ибо впереди у нас будет еще немало вызовов и угроз.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.