Выступление Зайнидина Курманова на круглом столе Elgezit.kg (текст)

Аналитика,Лента событий,Статьи 24 Фев 2020 12:58
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — доклад на круглом столе «Мировая история и кыргызские политики. Невыученные уроки», организованном редакцией Elgezit.kg.

Приведу несколько цитат, говорящих о давних и больших умственных брожениях и поисках вокруг темы истории, ее «уроков», роли и значении для судеб государства, общества и для нас.

История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.

И.Ганди


История – состарившаяся современность.

Автор неизвестен


История — это исследование людских ошибок.

Ф.Гуэдалла

История — это практически всего лишь журнал регистрации преступлений, глупостей и несчастий человечества.

Э.Гиббон

История — это суд потомков над своими предками.

В.Зубков

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

В.Ключевский

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Г.Гегель

История учит, какие ошибки нам предстоит совершить.

«Цитаты Питера»

Всемирная история состоит из биографий гениев и великих мерзавцев.

Э.Севрус

Всемирная история – это всемирный суд.

Ф.Шиллер

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.

О.Хаксли

Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история – их ошибочные поступки.

Филип Гедалла

История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися.

Эдмунд Берк

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.

Бертран Рассел

История повторяется.

Перефразированный Фукидид

История вынуждена повторяться, потому что никто ее не слушает.

Лоренс Питер

История – это прошлое, обращенное в будущее

(В.Ключевский)

История не только знания о прошлом, это история о нас самих. Это еще и мировой опыт трагедий, удач и успехов,  преобразований общества, вдохновение и сила, планы на будущее… Это ценности и путь, по которому можно пойти или не пойти. История это хороший опыт и плохой. История это уроки, которые надо знать, чтобы не быть наказанными, топтаться на месте или ходить кругами, не наступать на грабли.

Разгадкой исторических тайн занимались выдающиеся умы человечества: Геродот, Тацит, Маккиавелли, Гегель, Томас Гоббс, Эрих Фромм, Карл Поппер, Карл Ясперс, Макс Вебер, Фрэнсис Фукуяма, Николай Бердяев, Николай Карамзин и многие другие.

Цель истории — это не сбор всякого исторического хлама, не влачить паразитическое существование, а познание духа прошлого.

Цель ее учится жить по биографиям других и  быть ответственным за собственную жизнь, за тот выбор, который ты сделал в жизни. Какую истину открывает история своим потомкам? Чему она учит? Что останется после нас?!

Что можно почерпнуть из прошлого, чтобы сделать меньше ошибок, построить настоящее, спроектировать будущее?

Зачем люди хранят историческую память? Почему опасно забвение истории? В чем проявляется глубина исторического мышления? Существует ли логика в истории? Есть ли законы истории? Что значит утверждение, что у истории есть всегда выбор? Как развивается история – линейно или циклами, как кружение времен? Есть ли в истории прогресс?

В памяти человечества остаются великие и добрые имена и дела, злодейство. Есть геройство, воодушевление и торжество духа.

Интерес к истории – это глубинная человеческая потребность, надобность. Она наблюдается с древнейших времен у многих письменных  народов. В древних шумерских, египетских, индийских, вавилонских, китайских и других законодательных актах, изложение правил, норм, статей закона  начиналось с обширной преамбулы, где излагалась летопись победоносных походов и великих государевых деяний, их достижений, трудностей, благ, которые принесли правители, для чего и в каких целях принимается настоящий закон…  

История это корни человечества, без которого они  не могут нормально жить. Корни, как семья, создают ощущение стабильности и прочности, уверенность в жизни. Без них человек как сирота.

Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из наследия предков и человечества останется с нами как святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести отрицательный опыт в настоящее и будущее.

Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к  духовным поступкам. Святая троица истории – прошлое, настоящее и будущее как бы разорвана и поэтому прошлое вызывает сожаление, настоящее уныние, будущее страх.

Современный человек очень нуждается сейчас в исторической определенности, в понимании времени, в котором он живет, своего предназначения в мире, в осознании своей пользы, важности и необходимости для других людей. Это подводит к выводам о смысле истории. В спокойной и размеренной эпохе этот вопрос обычно не возникает. Иное дело в эпоху катастроф. Сегодня вновь рождаются споры об исторической судьбе России?

А что рождается у нас? В чем смысл существования кыргызов, которым уже более 3000 лет. Мы ровесники древних египтян, греков, римлян, которых уже нет, они исчезли, оставив после себя великую цивилизацию, в которой мы видим их вклад в развитие человечества. А в чем наша миссия? Почему мы не исчезли как они? И что мы должны еще дать миру, кроме «Манаса», Айтматова и Иссык-Куля? Что мы оставим грядущим поколениям? Демократию там, где ее никогда не было? Двух сбежавших президентов и несостоявшегося деспота, томящегося в ожидании суда? Вопросов больше, чем ответов. 

И в Истории – этом огромном океане, можно найти все ответы. 

История – это источник знаний. У нее можно многому научиться. Например, понять мудрость и заблуждения вождей и народов давно минувших дней. История не только должна  изображать прошлое, но и преображать настоящее, творить будущее.  

История – это источник вдохновения и побед.  История формирует у людей историческое сознание, мировоззрение, позволяющее воспринимать исторический процесс в целостности и единстве,  в мировом и локальном масштабах. Все, что происходит там, имеет место быть и у нас.  Но мы продолжаем пребывать «вне истории».

Люди, политики  со сформировавшимся историческим сознанием, как правило, становятся успешными реформаторами и правителями. Они опираются на прошлое, чтобы спроектировать будущее.  Например, Наполеон увлекался античной историей, его кумирами был Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь,  а Гитлер восхищался Свеном Гединым – сочетавшего в себе  репутацию авантюриста, заговорщика, художника, писателя  и крупного ученого — географа, слывшего отчаянным ловеласом, то гомосексуалистом. Первый стал великим человеком, изменившем весь мир, второй – великим злодеем. А что изменить собираемся мы? У нас тоже много амбиций. Апрельский переворот хотели обозвать Великой апрельской революцией!  

История учит жизни, добру и злу. Чтобы человек стал лучше,  а в истории находил источник для духовного роста и осмысленной деятельности. Без добрых примеров из истории не возродить ни нравственности, ни патриотизма, ни гуманизма, ни высокой морали. Ни высокой политической культуры, когда люди друг друга слушают и слышат. А история учит, что кыргызы не так давно обладали этими высокими качествами. Это нас и спасло от истребления. Но в 20 в. мы страшно изменились, стали не похожи на себя. И мы снова под угрозой исчезновения. Самоликвидации! И история это ресурс, чтобы выполнить свое  предназначение.  

Древнее правило гласит: чужой недостаток предай забвению, а свой осуди.  История учит не зацикливаться на отрицательном. Искоренить ее, уповая только на силу и насилие. Побеждать помогает любовь, смекалка, находчивость, благородство, ум и хитрость.

Историческое беспамятство – причиняет страшное зло. Забытое деяние кажется никогда не существовавшим. Поэтому оно не послужит уроком для следующих поколений. А ведь забытое это тоже история.

История учит справедливости, что особенно важно для нашего общества, стоящего испокон веков на примате справедливости. История показывает ошибки и достижения живших до нас людей.

История — это тайна, и разгадать ее могут только те, кому по силам разгадать ее духовный смысл. То, что сейчас происходит с нами, когда то уже происходило с другими людьми. Неужели нам не интересен их жизненный опыт?

История – воспитатель и надзиратель. Является предостережением для потомков. Она жестоко наказывает тех, кто не прислушивается к ее урокам, «за невежество и пренебрежение». Давно случившееся может стать близким и неотвратимым, а  забытое очень часто воскресает в будущем.

Сквозь призму истории  хорошо видны наши недостатки, пороки и достижения.

В истории есть направление, как «историцизм», утверждающее, что у истории есть свои законы. Не все ученые это признают, но никто не отрицает, что у истории есть свои алгоритмы, схемы, волны.

История — это диалог настоящего с прошлым и прошлого с настоящим. В истории люди всегда  стремились достичь гармонии и совершенства. К какой гармонии и совершенству стремимся мы, когда бесконечно разрушаем то, что есть и придумываем нечто новое, не понимая смысла и что происходит. Например, «притчей во языцех» стало бесконечное принятие новых конституций и поправок к ним? Все искусственное и надуманное – недолговечно и нежизненно. Но этот «урок истории» нас ничему не учит!?

Мы придумали клятву для депутатов парламента  в верности конституции и так далее. Теперь все депутаты Кыргызстана     у нас клятвопреступники, так как они все время меняют законы и конституции.    

Главное – история учит думать, чему нас научит та или иная историческая ситуация, которая происходит с нами. К каким последствиям привели и могли привести  события в Кыргызстане  1990, 2005, 2010, 2018  гг.

У истории множество определений. Карамзин называл историю «священной книгой народов», «зерцалом их бытия», «заветом предков потомству», сравнивал ее с «картой для мореплавания в океане жизни», хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни».

А что такое уроки истории? Это «маленькие окошечки», которые позволяют нам взглянуть на окружающий нас огромный и сложный мир. Мир, который долгое время был для нас неизвестен и закрыт. Теперь мы суверенная страна, суверенный народ  и  должны взглянуть на историю и своими глазами, как это умеют другие суверенные народы.

Знать историю мало, нужно извлекать из нее уроки. Иначе все известные ошибки будут повторяться.  А если уроки истории  не выучены, то они будут бесконечно повторяться в виде «трагедии» и «фарса».

Сейчас, к сожалению, история превращена во второстепенную науку. Она не развивается, не освобождается от идеологических штампов. Не учит мыслить, видеть в истории нравственное содержание, не дает желания разобраться в опыте поколений, который поможет отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного, пойти по «дороге времени»,  не предавать забвению то, что может научить положительному не одно поколение людей, полюбить историю как доброго друга и советника  на своем жизненном пути.

История у политиков находится на первом месте. Историей зачитывался и сам писал труды по истории  Гай Юлий Цезарь, Цицерон, Наполеон, Черчилль, Рузвельт, Де Голль, Маркс, Энгельс, Мао Цзэдун, Ленин, Сталин и многие другие.

Президент Акаев увлекался Николло Макиавелли, который выступал за сильную государственную власть, для укрепления которой допускал применение любых оправданных средств. В средние  века это было допустимо, но не сейчас.

История был важным и обязательным предметом для королей, наследных принцев и вообще для  аристократии как правящего класса. Это помогало им делать свою работу, быть гибкими, проводить реформы, уступать власть или поворачивать ее лицом к народу. Гай Юлий Цезарь оставил знаменитую «Историю галльской войны», которой зачитывался Наполеон. А Уинстону Черчиллю была присвоена Нобелевская премия за 6-томную «Историю второй мировой войны».

Я бы не сказал, что нас прежде  плохо обучали истории. Большевики хорошо знали свое дело, место и роль истории в воспитании нового человека и строительстве нового общества.  Нам неустанно запихивали в головы сумму тщательно отобранных сведений, которые работали на советскую идеологию. Нас научили верить во все, что нам скажут. Но не учили думать. Чтобы мы были винтиками и шестеренками, а не пилотами корабля. И это сильно ощущается в нашей сегодняшней политике. Все время чего-то боимся, ходим по кругу. Чувство личной ответственности вовсе отсутствует. Надеемся, что за нас все порешают.   

Остались в голове лишь некоторые распространенные идеологические клише и штампы. Все помнят, что «история ничему не учит», «история повторяется дважды», «настоящее это история, обращенное в прошлое» и т.п. Все помнят, но не понимают, почему это так. А просто, чтобы не подумали, что исторический процесс  разнообразнее и живее всех догм и книжных определений. Взрослеет новое поколение, не испытавшее бедствий, и вновь все повторяется снова.

К несчастью, у нас не было своих Вольтеров и Монтескье, французских энциклопедистов,  которые бы нам все разжевали – зачем и почему?

Даже у русских их не было и это сильно ощущается в политике. Из энциклопедистов у них был только Ефрон и Брокгауз.

Сколько уже раз приходилось убеждаться в бессмысленности революционных потрясений, ведущих к историческим катаклизмам, а революционный пыл не остывает. Сколько раз приходилось убеждаться в ущербности тирании и пагубности властолюбия, но будущие диктаторы жадною толпою снова стоят у трона. Снова политические страсти перекрывают исторический разум?

Или мы не знаем, что «любая свобода рождает хаос и превращается в тиранию». Это тоже урок истории.

 Любая революция есть отражение «воли к власти», неоспоримый знак властомании. Поэтому революционеры оказываются такими же тиранами и деспотами, которых они свергли. Вспомните якобинский террор во Франции, диктатуру Оливера Кромвеля в Англии  или деспотию «атамбаевского розлива».

Революция непредсказуемая и опасная дама. Когда она выходит на сцену, не ею, а она начинает управлять людьми. Во время революции появляются новые кумиры, которые при падении оказываются «карликами».  Это тоже урок истории.

Сейчас, опять говорят о возможности новой революции. И не дай бог, если это будет «революция гнева, революция низов». Тогда может заработать и гильотина. Когда французский конвент утверждал революционное орудие казни – гильотину (палач не успевал рубить головы и попросил депутата Гильотена придумать какой-то механизм), изобретатель сказал, что мы передавая нация и поэтому казнить должны прогрессивно. Вы почувствуете только легкий ветерок. И даже не почувствуете, как отвалится голова. Все хохотали и шутили. Но через некоторое время легкий ветерок почувствовали ¾  депутатов.  Так и будем ходить по кругу?   Немецкий философ Карл Ясперс считал, что «история – это бесконечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологий». Политики должны предотвращать опасные разломы и повороты. А не поэтизировать революции. Ну, а если сделали революцию, то пусть докажут, что революции действительно являются локомотивами истории.

Еще один знакомый урок истории:  «отсутствие перемен это предвестие бури». Самый главный революционер – это правительство. Они больше, чем революционеры готовят революцию.

Все надо делать вовремя – урок китайской истории. Он тоже нам неинтересен, все делаем впопыхах и не вовремя. Американскую конституцию выдающиеся юристы и политики писали 12 лет. А французская Декларация прав человека и гражданина – непревзойденный литературный памятник Слову и выдающийся юридический акт.

Стремление открыть новую страницу истории всегда сопровождается стремлением людей сохранить то, что уже достигнуто.  Это еще один урок истории? У нас же этого не видно. Благосостояние народа с учетом инфляции не растет уже лет 15-20, хотя в конституции дополнительно записали, что КР – социальное государство. И основной помехой на этом пути становится сама власть – главный революционер. Это тоже урок истории, который никак не усваивается правящей элитой.

Есть масса и других уроков истории.

  1. Раздели власть между ветвями власти, сбалансируй и передай ее на выборах другому. Трудно передается только абсолютная, неразделенная власть.
  2. Парламентаризм не может восторжествовать в стране с низкой политической культурой, в развивающейся стране.
  3. Политические партии нужны для того, чтобы у представителей народа были в голове какие-то идеи и программы, чтобы лучше служить народу.
  4. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
  5. Какую бы партию не строили, все время получается КПСС.
  6. Благие намерения ведут в ад и т.д.   

Для нас считаю актуальной мысль Ясперса, что есть эпохи, которые выпадают из истории. В них нет ничего, кроме насущных прагматических интересов. Выборы, борьба за власть, раздел собственности, нажива, после нас хоть потоп и т.д. В такие времена люди заняты только своим временем. Цели истории размываются. Возникает ощущение разрыва со всей предыдущей историей. Никаких тайн, требующих разгадки, диктующих некие общие цели.

Важная сейчас проблема – как вернуть нашу эпоху в мировую историю. 

Трудно смириться с мыслью, что история мчится по заранее проложенным рельсам, что нельзя уйти от «приговоренности» истории. Но выход однозначно есть — прогнозов должно быть множество. Ибо история повторяется, однако, она не повторяется в точности.

Новейшие события могут затмить прошлое, вызвать новые нюансы и повороты, чувства. Но засевшее в наших генах неистребимо.

До того, как я  начал выступать с «Уроками истории»,  пытался пропагандировать ее уроки в качестве депутата Жогорку Кенеша, но политиками так и не был услышан. Стоило мне заговорить об уроках парламентской трибуны, как коллеги начинали шипеть, что они не студенты и все знают. На поверку оказалось:  ничего не знали, ничего не поняли, ничему не научились. И  не только они. Поэтому не интересно писать о нынешних реформах, где все непонятно, неопределенно, где нет начала и нет конца, куда зовем, куда идем и зачем? Нет осмысленной целесообразности.

Мы поговорили об уроках истории. Подразумевалось научение положительному опыту выживания человечества. Несмотря на соблазн  вытащить из арсенала исторического опыта все самое плохое и разрушительное – циничный обман и закабаление людей. Такой подход самый распространенный, т.к. не требует интеллектуальных переживаний и поисков. Для чего люди приходят в политику? Служить народу, государству или вкусно поесть? Если хотят изменить мир, добро пожаловать! Ну, а если поесть, тогда  надо идти в бизнес.  

История не заключает в себе положительного финала. Она является лишь продуктом творческой человеческой деятельности.  Но без знания истории финал может быть скорее печальный.    

Полную версию круглого стола «Мировая история и кыргызские политики. Невыученные уроки» можно посмотреть на Youtube-канале Elgezit.kg.  
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.