Уроки истории. Как это было 25 декабря 1917 года в 15:00

Аналитика,Лента событий,Статьи 06 Янв 2020 12:30
0 отзывов

Зайнидин Курманов – специально для Elgezit.kg.

Политизация общества, распространившаяся в 1917 года на значительную часть коренных россиян, в Кыргызстане в силу его специфики затронула лишь отдельные группы национальной интеллигенции, буржуазии, родовой знати и служащих, благодаря которым в разных частях Кыргызстана стали возникать свои органы власти. Например, Совет мусульманских депутатов в Оше и Киргизский общественный комитет в Пишпеке. На местах появляются отделения партий «Алаш», «Туран», «Шуро-Исламия», союза «Букара» и другие. Отдельные сведения об этих организациях, каждая из которых жила по принципу «сам себе голова», дает Юсуп Абдрахманов.

В своей рукописи по истории создания Кыргызской горной области он писал, что «программах и действиях» этих партий «нет отличий», а разделение на партии следует рассматривать «как борьбу за власть между отдельными эксплуататорскими группами». Южное крыло «Шуро-Исламия», сообщал Абдрахманов, возглавлял феодал-миллионер Сыдыкбай, партию «Туран» — бывший волостной управитель и крупный богач Гази-Минбаши. «Шуро-Исламия» объединяла в своих рядах высшее мусульманское духовенство, имамов, ишанов, мулл и феодальную верхушку кыргызского и узбекского общества; «Туран» — часть учащихся, учительство, переводчиков и торговый люд; «Букара» — манапов и часть кыргызской и казахской интеллигенции. Наибольшие симпатии автора вызывала партия «Туран» — как «наиболее прогрессивная», выступавшая «за выделение Туркестана под эгидой Турции». Вот так в 1917 году описывал известный кыргызский политик политическую ситуацию в Кыргызстане, которая была очень далека от стандартных формулировок большевистских учебников.

Бывшие подданные российского императора не торопились признавать власть большевиков. Даже несмотря на срочно принятые советским правительством «Декларацию прав народов России» от 3 ноября 1917 года и обращение «ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 года, где провозглашались принципы равенства, свободы всех народов и их право на национальное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. После обмана временного правительства не особенно верилось и советскому правительству.

Так, 20-21 января 1918 года в Пишпеке был проведен референдум. Горожанам предлагалось ответить на три вопроса: хотят ли они присоединиться к центральному правительству, то есть большевистскому Петроградскому Совету, — 227 голосов; к Великой Сибири, то есть колчаковскому правительству — 21; или воздержаться до Учредительного собрания (оно уже было разогнано, но весть об этом в Пишпек еще не дошла). Абсолютное большинство тогда предпочло воздержаться — 3027 голосов.

После свержения царизма партия «Алаш», которая существовала с 1905 года, легализовалась. За короткий срок она провела подряд два съезда — в апреле и декабре 1917-го. Делегатами на 1 учредительном съезде «Алаш» были кыргызы И.Арабаев и Д.Сооромбаев. Второй всеобщий съезд Киргизского края в Оренбурге, состоявшийся 5-13 декабря 1917 года (по старому стилю) завершил организационное оформление партии и сформулировал ее основные программные положения. «Россия, — говорилось в программе партии «Алаш», — должна стать демократической, федеративной республикой (демократический, народный, федеративный союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе стоит Учредительное собрание (правительство избирается учредительным собранием и подчиняется ему), в промежутках – президент, избираемый учредительным собранием и Государственной думой»… Таким образом, речь шла о создании федеративной, демократической парламентской республики.

В работе этого съезда участвовали кыргызские алашевцы А.Сыдыков и Т.Худайбергенов (шуроист).

В списке пишпекского и караколо-нарынского отделения партии «Алаш» тогда числились известные в Семиреченской области кыргызские аристократы, интеллигенты, общественные деятели и политики как манапы Курман и Искак Лепесовы, родственники и сын предводителя восстания 1916 года. Канат-хана Абукина – Касым Абукин, Карыпбай Канатов, а также Иманалы Айдарбеков, Касымбай Тельтаев, Сатаркул Джангарачев, Садык и Сыдык Мураталины, Касым Тыныстанов, Садык Чонбашев, Найзабек Тулин, Сейдахмат Чукин, Ишмухамед Кендырбаев и многие другие известные и авторитетные личности.

Съезд провозгласил 12 декабря (по новому стилю 25 декабря) в 15:00 создание алашской автономии «Алаш-Орда», существовавшее в годы гражданской войны самопровозглашенное казахско-кыргызское национально-территориальное образование под управлением правительства «Алаш-Орды».

Причинами создания республики стали падение временного правительства в России и нарастание анархических тенденций, а также угроза гражданской войны. Целями были создание эффективного местного самоуправления и противодействие проникновению идей коммунизма в регион. В республике началось создание своей милиции, армии, органов управления. В августе в городе Алаш-Кала был сформирован первый Алашский конный полк.

Алашевское движение пользовалось значительной поддержкой среди казахов и кыргызов, однако не представляло собой значимой военно-политической силы. Однако пришлое оседлое население практически не поддерживало движение в силу полной противоположности интересов с казахами и кыргызами.

Самопровозглашенная казахско-кыргызская республика Алаш просуществовала с 1918-го по 1920-й годы в Уральской, Акмолинской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской, Тургайской, Семипалатинской областях, Букеевской орде и других отдельно взятых территориях нынешнего Казахстана. Столицей автономии был провозглашен город Алаш-Кала (Семипалатинск). Алашевцы вели переговоры с советской властью о своем признании, но впоследствии отказались от контактов и компромиссов с ними и перешли к союзу с правительством Сибири (Омском) с целью борьбы с Советами.

В июне 1918 года было принято постановление Алаш-Орды: «Все декреты, изданные советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными. Председатель Алаш-Орды А.Букейханов, члены М.Тынышпаев, Х.Габбасов». Но самостоятельная Алаш-Орда не нужна была никому, и временщики в Омске указом от 4 ноября 1918 года пытались ее упразднить, чтобы подчинить Алаш себе, а избранный ими позднее Верховный правитель России адмирал Александр Колчак также отказал Алаш-Орде в признании.

В марте 1919 года войска Колчака развернули решительное наступление на Самару и Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге, сильно потеснив Красную армию. Пользуясь моментом, Алаш-Орда подняла антисоветский мятеж в тургайских степях. Летом 1919 года Реввоенсовет 1-й армии Восточного фронта прислал ультиматум Уральской группе Алаш-Орды о присылке делегатов для переговоров.

В декабре 1919 года Алаш-Орда была вынуждена подчиниться ультиматуму и перейти на сторону Советов, но пришедшими к власти большевиками Алаш-Орда была немедленно упразднена, а все ее руководители, несмотря на амнистию, были в 1930-х годах расстреляны. Окончательно Алаш-Орда была ликвидирована большевистским Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем 5 марта 1920 года.

Вот так безуспешно закончилась в тяжелые и смутные годы Великой русской революции и гражданской войны первая попытка казахских и кыргызских алашевцев взять судьбу собственного народа в свои руки и возродить национальную государственность. А депутатам кыргызского парламента следовало бы своим постановлением увековечить эту памятную дату отечественной истории, которая могла изменить нашу судьбу.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.