Как урегулировать ситуацию на границе?

Аналитика,Статьи 17 Сен 2019 19:48
0 отзывов

Cеметей АМАНБЕКОВ — главный редактор Elgezit.kg

На границе мины рвутся хмуро

Ночь на кыргызско-таджикской государственной границе прошла неспокойно. Таджикская сторона обстреляла из минометов и гранатометов кыргызский пограничный пост «Максат», а затем временный пограничный пост «Сай» в Лейлекском районе Баткенской области. В результате погиб кыргызский боец пограничного спецподразделения «Бору», прапорщик Равшан Муминов. Ранены 13 кыргызстанцев, из них трое находятся в больнице в тяжелом состоянии. 

Впервые за долгое время таджикская сторона применила тяжелое вооружение. Возможно, даже были применены силы регулярной армии Таджикистана (вызывает вопрос факт наличия у погранвойск соседей минометных орудий). К границе незамедлительно была стянута таджикская бронетехника. Мир висел на волоске. Местные чиновники на начальной стадии, и затем чуть запоздало вылетевшие в регион столичные чиновники во главе с премьер-министром Мухаммедкалыем Абылгазиевым, сумели-таки путем переговоров сбить накал страстей.

Кыргызские позиции подверглись минометному обстрелу

Но проблемы остались. Как выяснилось, после встречи двух глав государств Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона вопросов меньше, чем было до этого, не стало. Над страной нависла угроза серьезного конфликта. Что теперь намерены делать власти, чтобы урегулировать конфликт?

Почему таджикская сторона ведет себя вызывающе?   

Причина конфликта все та же – спор произошел из-за не поделенных между двумя странами земельных участков. Граждане Таджикистана начали проведение строительных работ на неописанном участке государственной границы (высыпав туда десять грузовиков гравия), в ответ на это гражданин Кыргызстана также начал строительство забора на территории своего дома, расположенного в данной местности.

Возникает вопрос, почему, несмотря на достигнутые ранее договоренности, таджикская сторона бесцеремонно нарушает их, а военнослужащие Таджикистана вместо того, чтобы проводить разъяснительные работы среди местного населения, открыли огонь на поражение по позициям кыргызских пограничников? Что это, намеренная провокация? Демонстрация неуважения или бряцание оружием? Почему таджикская сторона ведет себя столь вызывающе? Есть несколько ответов на эти вопросы.

  • Демографическая ситуация и заселение гражданами Таджикистана приграничных кыргызских земель. В течение последних 27 лет Баткенскую область покидает молодое, работоспособное население, которое в поисках лучшей жизни мигрирует либо в Бишкек, либо в Россию. Многие дома и участки были проданы таджикским гражданам, которые из года в год активно заселяют приграничные, но все-таки кыргызские земли. В Баткенской области вопрос «ползучей миграции» — тихом, стихийном заселении на спорных участках, стоит очень остро. Массовое мигрирование характерно и для таджикских городов и селений, но демографическая ситуация там такова, что дефицит территорий для проживания все равно очень велик, намного больше, чем в Кыргызстане. Вот и идут соседи по пути «освоения» земель выше, а они-то оказываются чаще всего спорными территориями.  
  • Низкий уровень авторитета государственной власти. В течение последних десятилетий авторитет, легитимность и сакральность власти втаптываются в пыль. Сакральность власти апеллирует к стабильности, устойчивости, порядку, легитимность — к развитию и новизне. Революции, митинги, отсутствие прогресса в реформах, коррупция, политические скандалы, отсутствие доверия населения к чиновникам, неадекватное поведение высших государственных лиц – все это нивелировало сакральность власти и государственные институты страны.

Естественно, все это не прошло мимо пристальных взглядов наших соседей, у которых, вероятно, укрепилось мнение о слабости и относительной дееспособности нашей власти. Посему, даже после переговоров на самом высшем уровне, обстановка в госгранице не урегулировалась.

  • Слабая внешнеполитическая стратегия страны. В ночь на 17 сентября министр иностранных дел Чынгыза Айдарбеков провел переговоры со своим таджикским коллегой Сироджиддином Мухриддином. Переговоры прошли постфактум – после эскалации конфликта и гибели пограничника. Таджикские источники сообщают, что есть погибшие и с той стороны. До этого МИД КР никаких превентивных переговоров, видимо, не вел, а если и вел, то о результатах не информировал общественность. 

Создается впечатление, что в Кыргызстане отсутствует внешнеполитическая стратегия с четкими приоритетами по решению приграничных вопросов, координация между органами власти в реализации задач внешней политики оставляет желать лучшего. Поэтому приграничные проблемы не только не решаются, но и с течением времени усугубляются.

  • Отсутствие качественной аналитики и информации.

Слабое ресурсное обеспечение и кадровый голод во всем государственном аппарате страны породили недостаток качественной аналитики, что, конечно, сказалось на качестве предложений и решений проблем на государственной границе. В Кыргызстане до сих пор отсутствует мощный аналитический отдел, который занимался бы долгосрочным планированием не только внешнеполитических задач, но и экономики страны, социальной сферы, обороноспособности, определял пути их выполнения. Без качественной аналитической информации и стратегического планирования невозможно решить ни одну серьезную проблему в стране.

  • Слабая армия. Наши соседи четко понимают, что в случае широкой эскалации военного конфликта кыргызстанская армия неспособна ответить «малой кровью и могучим ударом». Анализ состояния наших Вооруженных сил развязывает руки и позволяет безнаказанно применять оружие против наших военных и гражданского населения.

Хвастливые высказывания прежнего президента Атамбаева о нынешней мощи кыргызской армии — не более чем мыльный пузырь. Слабый уровень финансирования и обеспеченности ВС современными видами вооружения, невысокий профессиональный уровень офицерского состава, низкий моральный дух солдат и сержантов – так выглядит современная армия Кыргызстана. В воинских частях царит атмосфера разгильдяйства и неуставных взаимоотношений. Регулярно поступает информация о различных происшествиях. Отдельной статьей стоят низкое материально-техническое, финансовое и тыловое обеспечение. Как правило, на вооружении подразделений находится старая советская техника, не отвечающая требованиям сегодняшнего дня.

Танк Т-72 на параде в Бишкеке
  •         Отсутствие государственной программы по поддержке региона, предусматривающей установление льгот, выделение бюджетных субсидий для строительства жилья. Также не установлены никакие преференции для тех, кто работает в местных органах власти и вынужден зачастую решать проблемы специфического характера в отсутствие соответствующих служб.

Какие шаги необходимо предпринять

  • Перевести на Юг важные государственные органы. У высшего руководства страны должна быть политическая воля, чтобы решится перенести часть важных государственных ведомств в южные области страны. Сначала в экстренном порядке следует перевести в Баткенскую область, в крайнем случае Ошскую область, Государственную пограничную службу, Минобороны, МЧС и, возможно, даже ГКНБ. Это укрепит моральный дух жителей региона, поспособствует оперативному принятию решений в экстренных ситуациях, наладит взаимодействие правоохранительных органов с местным самоуправлением, сбору важной информации на местах. Помимо этого, госслужащие из центральных органов могут внедрить институт менторства для обучения и повышения квалификации региональных чиновников.

Также в ближайшей перспективе начать планомерный перевод других министерств и ведомств страны с целью дать новый импульс для экономического и социального развития южных регионов, особенно Баткенской области.

Задача сложная, но выполнимая. Главным препятствием станет даже не финансовая составляющая вопроса, а нежелание многих чиновников покидать зону комфорта и работать «на краю света». Поэтому для этого потребуется твердая политическая воля главы государства, похожая на ту, которую продемонстрировал президент Назарбаев при переносе столицы из цветущей Алматы в снежную и ветреную Астану.

  • Выработать стратегический план для развития отдаленных регионов и решения приграничных вопросов. Для исправления ситуации «Белому дому» необходимо наладить постоянную связь с академическими кругами и аналитическими центрами. Совместными усилиями выработать стратегию развития отсталых регионов, в первую очередь Баткенской области. Создать там необходимую инфраструктуру (больницы, школы, детсады и так далее) создать Свободные экономические зоны, где будут функционировать производственные предприятия с льготным налоговым режимом, развивать сферу услуг. На первых порах создать для коммерческих структур хорошие налоговые льготы, чтобы превратить область в развитый регион с рабочими местами и процветающей экономикой. В этом случае кыргызстанцы перестанут покидать Баткенскую область, а коммерсанты могут скупить проданные таджикской стороне дома и участки. В срочном порядке решить вопрос полива, водоснабжения, электрофикации, чтобы на приграничных земельных участках жители могли строить жилье и оставаться на местах.
Премьер Абылгазиев обходит спорные территории Баткенской области

Также нужно выработать стратегию для скорейшего решения проблемы по демаркации и делимитации спорных участков с привлечением специалистов широкого спектра – историков, топографов, конфликтологов, аналитиков, дипломатов, высших государственных лиц. Возможно, потребуется привлечь международных специалистов. Пока этот вопрос не будет решен, проблема на участках будет возникать постоянно.  

  • Укрепить кадровую политику местного самоуправления и МИДа.

Как известно, кадровая политика – это основа успешной и эффективной дипломатической службы. Нужно прекратить практику превращения дипслужбы в «закрытый клуб», когда дипломатами назначают «своих» людей из-за партийной принадлежности, определенных политических взглядов и тому подобному, но никогда не работавших там, а молодые профессионалы никак не могут туда попасть.

Также необходимо повысить профессиональные требования к дипломатическим кадрам, в частности, относительно знания нескольких иностранных языков, опыта работы в других сферах и другого.

Особняком стоит воспитание кадров на местах, в регионах. Если полностью не исключить протекционизм и кумовство как при приеме на госслужбу, так и во время продвижения по карьерной лестнице, то ближайшее будущее государственной власти представляется весьма печальным.

Потерю сакральности госвласти и ее авторитета можно лишь проведя решительные реформы в системе госуправления и набора кадров на исключительно на основе профессиональных качествах и результативности выполнения возложенных на них задач.

Сочетание опыта и профессионализма, с одной стороны, и молодости, с другой, подкрепленные патриотизмом и последовательностью, – вот рецепт эффективной деятельности государственных служащих.

  • Поднять вопрос об открытии второй российской военный базы на Юге страны, либо «филиала» авиабазы в Канте

Присутствие сил «старшего брата» будет способствовать деэскалации конфликта в регионе.

  • Укрепить боеспособность армии и поднять ее моральный дух.  Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Боеспособная, мобильная, технически оснащенная, морально и физически крепкая армия – залог суверенитета любого государства, безопасности ее граждан. Необходимо выработать программу для перевооружения и оснащения кыргызстанкой армии, изыскать финансовые средства для повышения уровня довольствия, обеспечения достойным жильем офицеров и прапорщиков, разработать новую стратегию обороноспособности страны. Помимо совместных учений в рамках ШОС и ОДКБ, разработать собственную программу учений с учетом современных методов ведения войны.  Полностью пересмотреть программу подготовки рядового, сержантского и офицерского состава как в армии, так и в учебных заведениях с учетом современных военно-образовательных требований.

Вспомните золотое правило ведения переговоров от Аль Капоне: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом».           

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.