Аналитика,Статьи Дата публикации:
29 отзывов

Север-юг, оштук-аркалык

Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg

Каждый раз, когда политическая ситуация обостряется, кыргызское общество внутри себя начинает резко и резво самоидентифицироваться по региональному признаку. Это характерно как для широких слоев населения, так и для отдельных групп. В последнее время на фоне конфликта между Алмазбеком Атамбаевым и Сооронбаем Жээнбековым тема север – юг, «оштук – аркалык», опять получила виток в развитии.

География, как признак идентификации

Кыргызское общество делится сегодня по разным основаниям, зависящим и не зависящим от конкретной ситуации. Общая этническая идентификация становится первостепенной за границей, когда рядом находятся другие этносы, а внутри страны важнее региональная, областная, районная, клановая, племенная идентификация.

Деление на север и юг кыргызы часто объясняют различием в культурных традициях – по-разному принимают гостей и разделяют мясо, используют разные ритуалы на свадьбах и похоронах и т.д. Присутствуют, видимо, и отличия ментального характера. Плюс лингвисты указывают на разницу в диалектах.

Однако, все чаще в исследовательской среде стали возникать гипотезы об искусственном делении кыргызов на северных и южных, навязанном еще советской властью.

Такое деление, действительно, было, во многом, удобным для руководства СССР и активно поощрялось, как на уровне ученых, так и на уровне СМИ, для того, чтобы успешно реализовывать знаменитый принцип «разделяй и властвуй». Плюс, нужно сюда добавить реальное географическое разделение горным массивом, исторический бэкграунд и разные условия жизни в аграрной Ошской области и в «промышленном» Чуе.

К сожалению, после развала Советского Союза, межрегиональная тематика получила «второе дыхание».

Опьяненные свободой кыргызские политики в большинстве своем стали использовать регионализм, как фактор мобилизации своих сторонников. И просто «задавили массой» тех, кто пытался минимизировать во многом искусственное деление кыргызов на «южан» и «северян» для будущего страны.

Кто виноват?

Очередную вспышку межрегионального разделения общества мы наблюдаем сегодня.  Атамбаев слишком долго, открыто и настойчиво эксплуатировал межрегиональную тему и это не могло не сказаться на общественном сознании. «Кокандское ханство и колхоз в голове» — от Алмазбека Атамбаева в адрес Сооронбая Жээнбекова звучало неоднократно. «Месть в кокандском стиле» — это уже сыновья Атамбаева после кой-ташских событий прямо намекают на происхождение действующего президента. Любое высказывание такого рода – и вот уже социальные сети кишат перепалкой детей одного кыргызского народа, живущих в двух разных частях своей страны. Поносят друг друга, оскорбляют – жалкое зрелище…

Вообще, несколько снисходительно отзываться о южанах стало в последнее время модным и как бы указывающим на принадлежность отдельных авторов к некой особой касте «образованных интеллигентов с Дзержинки». И это не от симпатии к Алмазбеку Атамбаеву, которого сложно назвать «прогрессивным интеллектуалом», или обиды «северян», что с «их» представителем обошлись сурово. Атамбаев никогда не был признанным лидером «севера», хотя его общение с публикой на фоне молчащего Белого дома и правительства и навешивание ярлыков на южан свою роль, конечно, сыграло.

Мода на «поругивание» южан говорит, в том числе и об уровне нашей «элиты», так и не ставшей национальной и, о пока несбывшихся ожиданиях общественности от Сооронбая Жээнбекова. Рассуждения просты – нет прорывных экономических и интеллектуальных проектов и системных реформ, народ лучше жить не стал, кадровая политика разочаровывает – за редким исключением, ни одного яркого и запоминающегося лица в команде и т.д. Иными словами — ни хлеба, ни зрелищ. Отсюда недовольство, которое будет только нарастать, если политика и публичная представленность Белого дома не изменится.

Период Атамбаева, если брать только факты и цифры – один из наихудших для Кыргызстана. Но надо отдать ему должное  — зрелища народу выдавались даже сверх меры. И дело не в играх кочевников, которые были для страны, как кто-то из блогеров остроумно выразился, «свадьбой в кредит» — пышной и показушной не по карману. Атамбаев был все время на виду. Давал пресс-конференции, комментировал все события. Строительство любой, даже проселочной дороги преподносилось, как проект века. Если не он сам мелькал перед телекамерами, то это делали тот же Фарид Ниязов, или Алмаз Усенов и другие члены его команды.

Конечно, никто не говорит о том, что Белый дом и правительство должны становиться популистами. Но, власть обязана заниматься пиаром и должна уметь это делать. Если не будет коммуникации с народом, с элитами, в том числе и публичной, а пиар – это, прежде всего, связи с общественностью, то не будет и поддержки. К сожалению, Белый дом пока этого никак понимать не хочет.

Так что, в очередном муссировании общественностью межрегиональной темы искать виноватых по ту или иную сторону бесполезно. Виноваты в той или иной степени все – и политики, и элита, и ратующие за «север», и сторонники «юга».

Что делать?  

Готовых рецептов нет. Проблемы регионализма характерны для многих стран. Кыргызстан в этом не уникален. И деление кыргызов на южан и северян было бы безобидным, если бы не использовалось политиками для своих нечестных игр. Арестованный за разжигание межрегиональной розни активист кой-ташского «народного» штаба Фархат Баабиев тому яркий пример. Пищевая цепочка в этом случае крайне примитивна – будем жечь дома соседей — выходцев из другого региона, избивать их, «колпашить» бизнес и они сами захотят «снести» эту власть. То есть ценность одна – власть, а способы ее получения, в том числе и путем кровопролития, значения не имеют.

Все проблемы Кыргызстана, в том числе и становящегося воинствующим, регионализма, от «разрухи в головах». И пожарными способами, к которым привыкло правительство, ситуацию не исправить. Надо всем миром думать о реформе образования, стратегии по воспитанию новой национальной элиты, новой философии кадровой политики, идеологии, объединяющей страну. Если власть будет по-прежнему апатично наблюдать за процессами в обществе, то инициативу может взять на себя гражданский сектор.

В последние дни в социальных сетях на тему «север-юг» рассуждают многие – именитые журналисты, представители творческой интеллигенции и научного мира. И как новый тренд – некоторые известные «северяне», вопреки общей тенденции, открыто высказались против огульного «охаивания» южан, напомнив о необходимости думать о единстве страны и нации, независимо от симпатий или антипатий к действующей власти.

А еще, в качестве превентивной меры, есть смысл в чиновничьих кабинетах, студенческих аудиториях, школах и офисах повесить на самом видном месте в рамке известные строчки из эпоса «Манас»:

Бөлүнбө Кыргыз бөлүнбө,

Бөлүнсөн бөрү жеп кетет.

Бөлүнүп кетти Кыргыз деп,

Бөтөн элге кеп кетет.

(в переводе на рус.яз. :

Не разделяйся кыргызский народ, не делись!

Не будешь единым-станешь добычей врага.

И тогда пойдет по миру слух,

что нет больше единства среди кыргызов.)

29 мысли о “Север-юг, оштук-аркалык

  1. Анара

    К сожалению, формат родоплеменных отношений крепко засел в головах. Мышление осталось на уровне феодального строя. Не научились наши люди выбирать, нести ответственность за свой выбор, не устраивать базарные торги из-за голосов. Да и политики сами поощряют такую практику. В цивилизованной стране, если кандидат в президенты не нравится, за него просто не голосуют. А у нас — голосуют, а потом льется кровь и начинается хаос…

  2. Мурат

    «……И пожарными способами, к которым привыкло правительство, ситуацию не исправить. Надо всем миром думать о реформе образования, стратегии по воспитанию новой национальной элиты, новой философии кадровой политики, идеологии, объединяющей страну…..» — это самое главное !!!!!!

  3. 111

    Боже хватит паниковать нету никакова севера против юга и так далее. Во первых кыргызы не бились против друг друга никогда у нас в санжире такого нету а на выдумки русских историков
    можете забить. Во вторых север юг очень сильно роднились последние годы и деления такого уже нету как раньше. В третьих после событий 2010 года хотя был конфликт между кыргызами и узбеками, кыргызы понели что внутренний конфликт на руку только тем государствам которые хотять отделить пару областей и присоединить себе( вспомнете РФ когда Жиреновский кричал что север должен отойти России а юг к Китаю). Да и события с Атамбаевым показали что кыргызы делится не хотят по этому и получилось что у Алкаша подержки не было т.е. деньги были а купить некого. А на войны в сети проплаченных троллей можете забить и жить спокойно.

  4. Гузель

    Уважаемая Сере, благодарю Вас за взвешенную статью!
    Единственное, хотела бы добавить , что северные и южные Ментально все же очень отличаются!! Но это не должна быть « ахиллесовой пятой» страны.

    • Али Кутман

      Ни чем они не отличаются. Разве что, знанием русского языка или наоборот. Это всегда было и в Советское время знание русского языка поощрялась. Теперь нет СССР нет гегемонии русского языка, которым успешно пользовались северяне и чем ментальность отличаются. Если под словом моментально, все подразумеваете это качество, то вы вообще не северянин и не южанин а просто житель Кыргызстана про которых говорят, «от своих ушел, к чужим не пристал». Просто внешне азиат, внутри черт знает кто, русский, хахол, еврей, немец вообщем не наш.

  5. Нурик

    Автор плохо мыслиш. Чтоб такую тему писать головой думать надо видимо тут ты чей то заказ выполнял сразү видно

  6. Ак сөөк

    Представьте, что вы родитель и у вас три сына. Старший женат на казашке, средний женат на узбечке, а младший на таджичке. И, вот дети от этих невесток, ваши родные внуки — кыргызы, но только ментальностью чуть заметно отличаются друг от друга. Вот это наш Кыргызстан! Кыргызы всех родов обьединяйтесь! Ломать легко, а вот строить тяжело.

    • Аноним

      Давайте сделаем экскурс назад на 160-200 лет. Когда южане были в центре тогдашней цивилизаций, властных и политических интриг и во многом им удавалось, как доказывает история Кокандского ханства. Где в это время были северяне? Они были завоеванными территориями, отсталыми и отдаленными, тогда когда южане жили в Метрополии. (Для самых непонятливых, если Ферганская долина со столицей в Коканде-была Англия, а все северные территории КР, Ташкент, Чимкент, Тараз и Алма-Ата все это-будет Индия или другие колониальные территории Британии). Кто хоть мало мальски знаком историей знает, что Южане всегда и во все века были ближе цивилизации времен, начиная с государства «Давань» I век до Н.Э -I век нашей эры. ОШ, Узген, Андижан, Аксыкент, Маргилан и Ходжент вот те города где закладывались фундаменты и развивались цивилизации в разные эпохи. И все в свое время были столицами разных государств. Южные кыргызы всегда были активными участниками этих событий. Все поменялось с завоеванием Россией Южного Казахстана, Чуйскую долину, Нарын и Иссык-Куль, как самых отсталых и отдаленных территорий Кокандского ханства и установлением власти Российского государства. Многовековая история и обладатели вышеназванных цивилизаций и элита народа для Российской Империи, а после СССР совсем не были нужны. Таким образом, в замен исторических центров цивилизаций региона Коканда, Ходжента, Оша, Андижана, Бухары и Самарканда, они создали новые города-столицы Бишкек, Алма-Ата и Ташкент и заселяли русскими. Вокруг именно этих городов, некогда маленьких крепостных центров с населением 20 тыс. человек (кроме Ташкента), выросла новая Советская цивилизация. А потом уже постсоветская русскоязычное-манкуртское пошло развитие северных кыргызов или Киргизов. Если с этой позиции, то конечно отличаются ментально. Руусикий язык может так же как было в СССР определяющим в каком регионе на каком уровне развитие. Вот в чем главный вопрос! Великий Ч. Айтматов не зря ввел термин МАНКУРТ. Он как никто видел куда ведет русскоязычная бездушная манкуртская кыргызская нация!

      • Роди

        Какая глупость у вас анонима в голове возвеличивать одну часть народа над другой. Все кыргызы были под Кокандом от сдова все. Освободили их от Коканда русские но не сразу когда поняли что верхушка не может управлять территориями без насилия. Историю читайте и сказки не придумывайте про отсталые регионы. Все кыргызы перекочевали с Енисея. А кто смешивался с кем до этого к нашей истории народа и на нашей территории теперь отношения не имеет

  7. Аксөөк

    Хорошая статья! Но, каждому Кыргызу надо задуматься и представить, что он родитель. У которого есть три сына, из которых старший сын женат на казашке, средний на узбечке, а младший на таджичке. Дети от трех невесток, ваши родные внуки — кыргызы. А вот ментальность, чуть-чуть заметно отличается. Но, тем не менее это родная ваша семья. Вот это наш Кыргызстан! Кыргызы всех родов обьединяйтесь! Живите в мире и согласии!

  8. Али Кутман

    Народ он один и ни чем южане и северяне не отличаются. Разве что, знанием русского языка или наоборот. Знание русского языка в Советское время поощрялось. Теперь нет СССР , русский язык не государственный и нет гегемонии русского языка. Знание языка,это хорошо. Но, со знанием языка ты потерял свою истинную сущность кыргыза, то конечно, другие кыргызы отличаются от тебя. Если используете это для разделения народа, на юг-север, то вы вообще не северянин и не южанин а просто житель Кыргызстана про которых говорят, «от своих ушел, к чужим не пристал». Просто внешне азиат, даже не кыргыз, внутри черт знает кто, русский, хахол, еврей, немец вообщем не наш.

  9. Миша Всем Хуиша

    3,5 млн. калек ещё и деляться ,красава ваще ничего ни скажешь,а так то действительно северные воспитаные ,продвинутые и вообще интелегентные и это факт,а южане как дикари многие,живут как древние ,ну и жили б у себя на родине там бы процветали ,а вот вопрос почему они щимяться в Бишкек не пойму ,раз им так не нравиться что их принадлежность ярко выражена,вообще больше от человека самого зависит ,но просто задумайтесь над поговоркой ,рыба гниёт с головы!и это то же правда,задумайтесь кто кого предал так не благодарно и вы поймёте о чём речь идет

    • Rustem Kokshetauly

      взгляд со стороны казаха: кыргызам надо отменить руский язык, и остатки колонистов сбегут быстро. вводить образование на английском языке и тогда они могут работать везде. просто кыргызстан находится в мальтузианской ловушке. и выход из нее только такой же как у южной кореи/сингапур

  10. Рамис

    Во все времена на завоеванных землях оставались гены завоевателей, и в какой части земли какие остались это уже не от нас звисит. Под названием кыргыз мы все разные, если обратить внимание не только внуки, но и дети от одних родителей разные, региональное деление возможно только на уровне быта, культуры, нравов и т.д. но не на уровне политиканов. Политика — это грязное дело. Пока мы обсуждаем север-юг, китайцы медленно но верно завоевывают нашу страну, дети родившиеся от них сейчас через 20-40лет, будут править нами, и без «боя» присоединятся к дяде… тут и Россия и Запад останутся без нас… ребята давайте жить дружно!

  11. Азамат

    Вот твари вы журналисты делите народ на две части. Без вашего участия народ никогда не будет делиться

  12. Антианоним

    Уважаемый аноним!!! Статья про необходимость единения нации, а вы доказываите нам цивилизованность юга и отсталость севера в то время. До царской экспанции столетия север воевал с жунгарским ханством, прошел геноцид 1916 года с чем и связано малочисленность севера от юга. Насчёт цивилизованности Кокандского ханства какая цивилизация, восточная деспотия’ интриги, отсталость и коррумпированность власти в связи с чем ханство было ликвидировано царской властью в отличие от Хивинского ханства и бухарского эмирата. На севере в отличие от этой деспотии была кочевая демократия и относительная независимость достигнутая кровью, иными словами несмотря ни на что была сахранена территория’ чистота языка и традиций без Кокандского примеси. в связи с чем пишпек-фрунзе стал центром автономии и республики. Если бы мы оставались в составе вашей цивилизации то были бы в составе Узбекистана как таджикские городода Самарканд и бухара. Так что не делите людей доказывая мнимую цивилизованность юга.

  13. Искендер Мырза уулу

    В нашей семье моя племянница вышла замуж за китайца, уже официально в нашей семье растут два китайца с китайским паспортом. Эта плохая тенденция и таких примеров сотни. Она не смогла выйти замуж до 28 лет за кыргыза не было предложении. А китаец официально предложил выйти замуж и она не смогла упустить такой шанс, так как время проходит, а она хочет рожать детей воспитывать и поэтому не отказаласьвыйти за него замуж. Пррсто не хотела на старости лет остаться одинокой в этой жизни и старость проводить в приюте. Поэтому надо нам на законодательном уровне какие то меры нам принимать. Деление севера и юга станет вторым вопросом, когда прийдет время нам нечего будет делить когда через 20 лет придут к власти наши племянники которые учатся в Оксфорде в самом дорогом учебном заведении. После этого
    думаю, как сохранить нашу нацию. Принятие закона «О двоеженстве». Будет большой бунт женской половины, которые не будут делить
    своих собственных законных мужей с другими женщинами. Это тоже наша ментальность. Что предложите вы граждане нашего Кыргызстана для сохранения нашего государства?

  14. Жигит.

    Все хорошо или плохо знаем ситуацию нашу. Я не хочу обсуждать какие мы кыргызы. Я хочу решить проблему что бы мои дети и их дети жили на нашей земле в мире и согласии.
    И мне оочень не нравится что другие (и север и юг/и запад и восток) надо научиться жить так как живет тот или иной регион и принимать с восторгом отличия. А не принимать как не достаток.
    Прошу всех к решению проблем а не рассуждению.
    Жду и буду стараться сделать жизнь КЫРГЫЗСТАНА ЧИЩЕ.
    ДРУЖНО
    ПРОЦВЕТАЮЩЕ.
    МЫ КЫРГЫЗСТАНЦЫ ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!!!

  15. Гость в 7 поколении

    Такие все дружные, молодцы. А виноваты как всегда русские, евреи, немцы, татары, узбеки, и другие гости живущие в Кыргызстане. Рада за Вас и северных и южных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.