Аналитика,Статьи Дата публикации:
0 отзывов

Чтобы повысить легитимность органов госвласти необходимо восстановить порог явки избирателей на выборы

Мурат УКУШОВ, Заслуженный юрист КР — специально для Elgezit.kg

Порог явки — минимальный процент граждан, которые должны прийти на выборы и проголосовать. В Кыргызстане он был отменен в июне 2011 года при принятии нового конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Отмена порога явки означало, что выборы органов государственной власти – главы государства и депутатов Жогорку Кенеша отныне будут признаваться действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек!

Идейные вдохновители и сторонники отмены порога явки свою позицию объясняли просто: в большинстве демократических государств минимальной явки вообще не существует и Кыргызстану не следует отставать от них.

Отмечу, что до июня 2011 года порог явки на президентских и парламентских выборах составлял не менее 50 процентов граждан, включенных в список избирателей: раньше исходили из того, что чем выше явка – тем неоспоримо легитимность выбранной власти.

Между тем отмена порога явки фактически привела к кризису доверия населения к власти и выборному нигилизму, отсутствию у властей заинтересованности в надлежащей подготовке и проведении выборов – власти, отменив этот порог, просто перестали стимулировать политическую активность граждан.

Если мы обратимся, например, к результатам президентских и парламентских выборов после отмены порога явки — в 2011, 2015 и 2017 годы, то увидим, что с каждым разом в голосовании принимали участие все меньше избирателей.

Таким образом, решение важнейших политических вопросов – выборов главы государства и депутатов Жогорку Кенеша – стало происходить с участием минимального количества граждан. На самом деле отмена порога явки на выборах заложила начало процессу постепенного отстранения народа от власти, как это произошло и происходит, например, в странах Европы и в США.

Однако так называемая «прогрессивная общественность» страны – правозащитники, политологи, многочисленные НКО, получающие зарубежные гранты «за продвижение» демократических стандартов выборов — не считают нужным обращать на это внимание и не делают каких-либо заявлений на эту тему.

Преодолеть выборный нигилизм

В Кыргызстане назрела необходимость в проведении анализа законотворческой деятельности государственных органов и ревизии действующего законодательства для выявления в законах и других нормативных правовых актах норм, содержащих потенциальные риски дестабилизации и дезорганизации власти, скрытые угрозы единству и целостности страны в будущем. При этом создание механизма сдержек и противовесов, защищающего правовую систему государства от принятия деструктивных законодательных решений должно стать приоритетным направлением в ходе совершенствования законотворческой деятельности государственных органов.

Считаю необходимым обратить внимание на одно тревожное явление, набирающее силу в последние годы в связи с отменой порога явки на выборах, которую также можно отнести к деструктивным законодательным решениям.

Отличительной особенностью избирательного процесса в Кыргызстане становится массовый выборный нигилизм или абсентеизм граждан (абсентеизм — от лат. absentis – отсутствующий): уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо участия в общественных делах. Большинство граждан не доверяют существующей политической системе, в силу чего сознательно уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей и принципиально игнорируют выборы, не доверяя их результатам.

Об усилении выборного нигилизма граждан на выборах свидетельствуют следующие статистические данные участия граждан в избирательных кампаниях по выборам главы государства и депутатов Жогорку Кенеша:

— выборы Президента Кыргызской Республики 30 октября 2011 г.: число избирателей, включённых в список избирателей — 3 032 666; из них приняли участие в выборах (выдано бюллетеней) — 1 858 632, что составило 61, 28 %;

— выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 4 октября 2015г.: в списке избирателей было зарегистрировано 2 761 297 избирателей, из них 1 630 125 избирателя приняли участие в голосовании, что составило 59, 03 %;

— выборы Президента Кыргызской Республики 15 октября 2017 г.: число избирателей, включённых в список избирателей — 3 025 770; из них приняли участие в выборах (выдано бюллетеней) — 1 697 868, что составило 56,34 %.

Уклонение граждан от реализации своих избирательных прав является своеобразной естественной реакцией на ситуацию, когда выборы превращаются в формальную и «грязную» процедуру, когда уже заранее известно, что «главное не как проголосуют, а как посчитают», а от их результатов ничего принципиальным образом в стране не изменится. Многочисленные нарушения и применение «грязных» технологий в избирательном процессе, на которые стараются закрыть глаза власти и контролирующие органы, только убеждают граждан в правильности подобной позиции.

Таким образом, растущий выборный нигилизм прямо указывает на постепенную делегитимизацию процесса выборов. Это – серьезный сигнал для власти!

Для обеспечения легитимности власти порог явки необходим

Конечно, мировая практика предоставляет самые разные примеры для подражания. В этом смысле апелляция сторонников отмены порога явки на выборах к демократическим странам Европы и Америки не совсем корректна и от лукавого. Действительно, в США и Канаде, так же как и в Великобритании, Швеции, Испании, никакого порога явки не существует. В то же время вопросы обязательного голосования регулярно поднимаются в политических кругах этих стран, особенно после подведения итогов очередных не совсем удачных, с точки зрения легитимности — из-за низкой явки избирателей — выборов.

Между тем в Италии, Бельгии, Греции и Люксембурге ситуация иная: там участие в выборах для граждан обязательно. В Австралии за отказ участвовать в выборах налагается штраф, в Аргентине – действует запрет для занятия государственных должностей. Однако никто же не станет утверждать, что эти государства не являются демократическими.

Существуют страны, законодательство которых косвенно влияет на порог явки. Так, во Франции на выборах в Национальное собрание никто не может быть избран в первом туре, если не получил более четверти голосов внесенных в списки избирателей.

То есть, исторические, общественно-политические и правовые условия диктуют каждой стране собственный избирательный стиль, который должен быть в конечном итоге в равной мере комфортным — с точки зрения обеспечения легитимности власти — и для власти, организующей выборы и для избирателя.

В соответствии с Конституцией народ Кыргызстана является единственным источником государственной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Верховенство власти народа представляют и обеспечивают всенародно избираемые Жогорку Кенеш и Президент.

Если не будет достойной явки на выборах, то, соответственно, ни о каком реальном представительстве интересов граждан в органах власти не может быть и речи! Отмена порога явки – мера в значительной степени недемократическая, нарушающая конституционный принцип народовластия. Она создает вероятность ситуации, когда активное меньшинство граждан, пришедшее на выборы, навязывает пассивному большинству неголосующих (по объективным или субъективным причинам) граждан свою «абстрактную волю».

Следовательно, вопрос восстановления порога явки на выборах, как и вопрос, связанный с повышением избирательного порога до 9% – это темы, которыми пора заняться Конституционной палате Верховного суда.

Именно конституционные принципы организации государственной власти и органов местного самоуправления являются основной предпосылкой для возращения минимального порога явки на выборах. Исходя из буквы и духа вышеуказанных конституционных принципов, избирательные законы должны установить минимальные пороги явки на выборах депутатов Жогорку Кенеша и главы государства, а также депутатов местных кенешей.

Эта мера необходима для усиления авторитета и легитимности власти, а также для повышения сознательности избирателей. Минимальный порог явки необходим для того, чтобы выборы воспринимались обществом более честно. Общественность должна почувствовать, что депутаты Жогорку Кенеша и глава государства, депутаты местных кенешей избираются явным большинством.

Кроме того, в ситуации перманентной экономической и общественно-политической нестабильности для Жогорку Кенеша, для руководства страны возврат порога явки был бы прогрессивным шагом. Иначе институт выборов через один-два избирательных цикла может постепенно деградировать в «массовый социологический опрос», который не гарантирует политической системе стабильности.

Полагаю, что необходимо установить для каждого уровня выборов свою норму представительства избирателей для признания легитимности избираемого органа. Так, на выборах депутатов Жогорку Кенеша и Президента следует установить порог явки в размере 50% от списочного состава избирателей. Что касается выборов в местные органы власти, то, учитывая специфику местного самоуправления, обязательная явка для этих выборов могла бы составлять не менее 25-30% от внесенных в списки избирателей.

Кроме того, складывающаяся в стране ситуация с низкой активностью граждан на выборах и связанная с ней низкой представительностью избираемых органов и должностных лиц, требует выяснения глубинных причин этого явления, которые не удастся устранить установлением обязательного порога явки. Здесь необходим целый комплекс мер, направленный, прежде всего, на устранение выборного нигилизма, укоренившегося в сознании большинства граждан. Цель – добиться повышения политической и правовой культуры граждан, чтобы в обществе утвердилось понимание того, что игнорирование выборов это не самое правильное решение с точки зрения конечного результата — избрания достойной и легитимной власти.

Таким образом, нужны конкретные поправки в действующие законы о выборах, которые позволят повысить легитимность избираемых органов и должностных лиц путем привлечения граждан к активному участию в управлении делами государства, в полной мере реализуя закрепленный в Конституции Кыргызской Республики принцип народовластия.

Редакция мнение автора может не разделять и ответственности за содержание публикации не несет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.