Развязка и продолжение: жизнь после Кой-Таша

Аналитика,Статьи 09 Авг 2019 11:55
0 отзывов

Политолог Эмиль ДЖУРАЕВ – специально для Elgezit.kg

Развязка

Проваленная в первую ночь операция по задержанию (или принудительному приводу как свидетеля) бывшего президента Алмазбека Атамбаева завела было ситуацию в еще большее напряжение, из которого не было видно приемлемого и реалистичного выхода. Непонятно кто принял решение о проведении такой операции, но очевидно, что операция была запланирована из рук вон плохо. Заявление руководителя ГКНБ, что они не ожидали, что Атамбаев применит оружие, лишь говорит о низкой степени отчета, который он и его коллеги отдавали себе, отправляя силы в Кой-Таш.

После неудавшейся операции, бывший президент вышел по сравнению с властью в большей степени как триумфатор, хоть и в весьма сомнительных обстоятельствах. Но кроме триумфа, Атамбаев и его команда также пребывали в обостренной степени беспокойства, в повышенном чувстве неопределенности о том, что грядет дальше. Сложив эти два состояния – триумфа и беспокойства – можно было ожидать крайне взрывоопасных шагов со стороны Атамбаева. Именно к такому шло дело с обещанным митингом его сторонников у здания Форума.

Власть же, в свою очередь, явно вышла из ситуации побитой. Ставки для власти повысились даже сильнее чем для Атамбаева. Президент, выступая перед депутатами, постарался как-то сгладить чувство поражения, подчеркнув, что авторитет власти был принесен в жертву во избежание кровопролития. Как бы оно ни было, фиаско после операции и неопределенность следующих событий также ставила и власть в состояние готовности на крайние меры.

Если оставить дело хотя бы еще на день, все зависело бы от того, сколько сторонников, готовых выйти на улицы и идти на баррикады, смог бы собрать Атамбаев и его команда. Если бы обещанный митинг случился, и собрал несколько тысяч таких сторонников, ситуация стала бы весьма сложной для власти и могла выйти из-под ее контроля.

Понимая все это, власть пошла возможно на единственный остававшийся вариант хода – пойти на штурм дома в Кой-Таше еще раз, до обещанного митинга, не дать этому митингу состояться, и добиться развязки ситуации как можно быстрее. Силами тысяч силовиков и спецтехники получилось прорваться в дом, и далее, «уговорить» Атамбаева сдаться.

 

Вся данная история очень характерна для новейшей истории Кыргызстана. Слабость власти, оспариваемость законных институтов, зыбкость законов, сила людской толпы – эти все факторы стали устоявшимися ингредиентами жизни в политике Кыргызстана. Тут мало места таким понятиям как справедливость, верховенство права, не говоря уже об официальных институтах, уполномоченных законом.

Первый вопрос с утра – кто виноват? Виноваты обе стороны. Белой и пушистой стороны здесь нет, и было бы печально, если из этой истории какая-то из сторон вышла бы в роли героя. Конечно же, в появлении всей этой истории больше ответственна власть, и очевидно, конкретно по операции по задержанию Атамбаева власть также допустила ряд нарушений. Но основу всему, изначально, равно как и непосредственную подоплеку конкретно вчерашней ситуации, создал бывший президент. Сколько бы его сторонники не кричали «Караул, беззаконие!», именно он закладывал фундамент этой колеи беззакония, и он же в конце – совсем не по-президентски – окопался у себя в доме и решил игнорировать официальные запросы к нему. То, как он оборонялся вчера, было верхом беззакония и отсутствия сознания ответственности перед своими сторонниками, перед народом и страной, перед законом.

Продолжение

Жизнь продолжается, как кыргызстанцы и особенно бишкекчане обнаружили утром 9 августа. Теперь важно то, как дальше будут развиваться события. Перед властью, которая теперь несет уже полную ответственность за все, что будет, стоят несколько принципиальных задач, чтобы сохранить стабильность, выйти на созидательную работу, и начать наконец возвращать страну в поле верховенства права, справедливости и легитимной власти – всего того, чего не хватает уже третий десяток лет.

В краткой перспективе, в следующие несколько дней, от власти требуется сохранить мир и спокойствие, и не дать появиться напряжению и нестабильности вслед за задержанием Атамбаева. Первая ночь после задержания, самая нервозная, прошла относительно без потерь, хоть и не тихо, и необходимо обеспечить дальнейшее возвращение в спокойный ритм жизни. При этом важно это делать без попрания основных прав всех граждан на свободное передвижение, свободу на информацию, и так далее.

В средней перспективе – возможно, в следующие несколько месяцев – власти крайне важно соблюдать определенный подход к обращению с Атамбаевым, что наверно будет чуть сложнее чем первая задача. После долгого противостояния, и особенно после неудавшейся первой ночи по его задержанию, когда власть получила сильнейший удар по своему авторитету, может появиться чисто человеческое желание отомстить. Повесить на Атамбаева все мыслимые и не очень мыслимые грехи, сделать из него Аль Капоне, Милошевича и Чикатило вместе взятых. Такой подход, однако, может еще больше и глубже подорвать авторитет власти, разделить общество на части, и посеять семена будущих циклов гонений. Важно не превратить следственные и судебные процессы с Атамбаевым в театр, а вести их скромно, тихо (но не секретно!), и строго в рамках соответствующих процедур.

В более долгой перспективе – по крайней мере, на оставшийся срок президентства Жээнбекова – власти предстоит гораздо более сложная задача: заложить основание верховенству права в политике страны, отвести страну от нескончаемых циклов политических преследований, запустить начало институционализированной и правовой, а не персонализированной, политики. В этом должен быть заинтересован в первую очередь Президент Жээнбеков. Через четыре года, ему не должно быть страшно или стыдно за себя уходить с поста. Ему не должна светить перспектива трех его предшественников.

Для этого, Жээнбекову и его окружению принципиально важно открыть возможность чистым, конкурентным выборам в парламент в следующем году. Важно тщательно подходить к кадровой политике, которая должна строиться на профессионализме, а не на кумовских связях. Важно принципиальнее подходить к обновлению и очищению судебной системы, да и всей правовой системы в целом. Важно открыть путь к плюрализму, разнообразию в политике страны, выпустить политических узников. Дать возможность вырасти новым и самостоятельным политическим партиям и иным объединениям, таким образов заложив фундамент приходу действительно новой плеяды лидеров. И все это сопровождать эффективными и реальными проектами развития страны, улучшения социального благополучия.

Только поняв и выполнив эти три задачи, и особенно последнюю, можно будет Президенту Жээнбекову в 2023 году спокойно и гордо покинуть Белый Дом и гулять по городу с внуками и внучками, как он того хочет. Того хочет и весь простой народ, определенно.

 

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.