О важности хорошего управления

Аналитика,Статьи 29 Июл 2019 10:14
0 отзывов

Профессор Зайнидин КУРМАНОВ – специально для Elgezit.kg

Как определить то звено, ухватившись за которое можно эффективно решить накопившиеся проблемы? В преддверии новых парламентских  выборов в Кыргызстане снова прозвучат множество разных обещаний. Но среди них давно уже не звучат  намерений по улучшению системы управления страной. А ведь это самое главное. Все успешные страны начинали путь с этого. Но наша «илита» почему то думает иначе. Считают, что достаточно, изменить форму правления, написать хороший закон, выбрать достойного депутата… и цели будут достигнуты? Сколько  раз изменяли конституцию, а «воз и поныне там» — а проблемы накапливаются.  Прорыв возможен только на основе освоения и применения новых научных знаний, которых у «илиты» быть не может. «Илиты » во власти это плохое и очень плохое управление, это системная бедность, преступность, коррупция, безработица и падение нравов.

Говоря о лидерстве США в будущей перспективе, великий ученый современности Збигнев Бжезинский, еще 40 лет назад предсказавший распад СССР и социалистического лагеря, назвал одним из важнейших факторов – качество будущих американских элит. И тем самым «зрел» в самый корень.

Коренным вопросом всех времен, в т.ч. и нашего,  является плохое управление, являющееся основным источником всех человеческих бед и трагедий. По закону Паркинсона: «Плохая бюрократия может цветущий сад превратить в пустыню, а хорошая – пустыню превратить в цветущий сад».  В Кыргызстане с момента обретения государственной независимости безраздельно правит конформистская бюрократия, вышедшая из недр советско-партийной номенклатуры. Из обогатившейся номенклатуры отчасти сформировался нынешний олигархат, с которой она сейчас делит власть, основанную на псевдодемократической риторике и криминально нажитых деньгах. Поэтому в Кыргызстане, несмотря на три так называемые «революции», мало что изменилось. Меняются лишь персоны. Неизменными остаются демократическая демагогия, безработица, бедность, коррупция, непрозрачность и неподконтрольность власти… Как в абсолютном большинстве стран Африке, где эти явления уже стали привычными и неотъемлемой частью политического и этнокультурного ландшафта.

Когда-то СССР и США жили в «первом мире». Сейчас многие постсоветские республики скатились в «третий мир», опустились до уровня развивающихся стран. Почему – прежде всего по причине плохого управления и  низкого качества правящих элит!

Необходимо особо отметить, что в прошлом у кыргызов была своя система управления, пригодная в условиях аморфных государственных образований и различных  племенных союзов с размытыми интересами и принципами. Отличием такого типа государственности было отсутствие госаппарата и профессиональной бюрократии. С вхождением в состав Советской  империи у кыргызов наконец-то появилась профессиональная бюрократия и госаппарат, державшийся на тотальном страхе, насилии и принуждении. Другого опыта, построенного на разделении ветвей власти, их сбалансированности, системе сдержек и противовесов между центром и местами, открытости и прозрачности власти, верховенстве закона и т.д. мы раньше не знали, а сейчас просто саботируем и не хотим делать. Ввиду того, что нет политической воли руководства, которой нынешняя система крайне выгодна для безответственного существования и личного обогащения.

Ведущие зарубежные страны накопили положительный опыт в области теории и практики управления, который позволил им решить проблемы с коррупцией, бедностью, безработицей, безнравственностью и духовной нищетой. К сожалению, «советская» система управления развивалась самостоятельно и обособленно, игнорируя и критикуя мировой опыт.

В условиях демократии и гуманизма, естественно, такая система управления не может принести пользу, что мы воочию наблюдаем в большинстве стран СНГ. Однако, вопреки логике новой жизни, подлакированная по форме под демократические институты, она продолжает успешно функционировать и порождать для населения страны непреодолимые проблемы, барьеры и риски.

Эта система привела к превращению Кыргызской Республики  из распадающегося номенклатурно-советского государства в неэффективное бюрократически-олигархическое государство, хотя в конституции заявлена совершенно другая цель –построение демократической республики.

В этой связи считаю, что самой приоритетной задачей по преодолению кризисных и негативных сторон жизнедеятельности нашей страны является реформа управления. Если вспомнить эволюцию человечества, у первобытных людей управление, как и у животных,  строилось на страхе, насилии, принуждении, личном статусе. Но вместе с осмысленным трудом появились новые принципы управления, связанные с опорой не только на сильную, но и авторитетную власть, подчинение младших старшим, опорой на обычаи и традиции,  уважения к духам и божествам и т.д. Появилась власть, основанная на авторитете – личности, бога, обычая, конституции, закона и т.д.

Проблема сегодняшнего Кыргызстана – это отсутствие эффективного управления, основанного на авторитете. Умением управлять знаниями и переменами. А плохие и необученные управленцы ничего не умеют делать, кроме революций, интриг и разбазаривания имущества. Предпочитая на выборах покупать доверие народа и манипулируя его доверием.

В связи со сказанным следует назвать три основные негативные проблемы, переживаемые постсоветским Кыргызстаном. Это плохое управление, плохое воспитание и плохая защищенность населения, каждая из которых может быть разделена на задачи. Например,  искоренение антидемократических тенденций как «олигархизация» власти, охлократия, бюрократизм, создание реальных политических партий и многопартийности, развитие подлинного парламентаризма, выбор ее оптимальной модели, сокращение и ликвидация советского политического наследия  и т.д.

В заключение хотелось бы отметить. Мы переживаем не просто этап реформ, а переход от традиционного и советского прошлого к новой цивилизации, которое неизбежно и неотвратимо. В условиях глобализации сокращается роль государства, возрастает значение транснациональных корпораций (ТНК), активно идут процессы интернационализации, интеграции, модернизации, вестернизации, демократизации… Используя преимущества глобализации и научившись управлять этим процессом можно за короткое время прорваться в будущее.

Нужна реформа исполнительной власти. Близятся парламентские выборы, появляется возможность улучшить качество депутатов. Ввести открытые партийные списки, пусть люди сами выбирают лучших из лучших, а не партийные боссы. Поставить задачу, формировать исполнительную власть только из депутатского корпуса. Это значит, что партии должны вырасти из нынешней шинели и начали привлекать в свои ряды самых лучших, известных своими заслугами, а не богатых и т.д.  Плохое управление наш бич и надо срочно выходить из этой ситуации.

Между тем, пока мы заняты своими внутренними делами, которые не вписываются в мировую повестку дня, современные футурологи предсказывают, что главным событием 21 века станет образование «мирового правительства» и освоение околоземных планет.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.