Дорогая моя граница, золотая моя земля!

Ширин ЖУМАДИЛОВА — специально для Elgezit.kg

Не успели затихнуть страсти по той напряженной ситуации, которая сложилась на границе нашей страны с Таджикистаном в прошлом месяце, как опять пошла информация об отдельных инцидентах на той же территории в Баткенской области – то ребенка-школьника уведут в сопредельную территорию, а затем возвращают, то стекло автомобиля главы кыргызского населенного пункта разобьют таджикские граждане – в общем, несмотря на официальные заверения, говорить о наступившей полной стабильности в пограничной территории не приходится.

Парламент, который заседал по этому поводу в закрытом режиме, выдал по завершению этого самого рассмотрения устами отдельных депутатов скупую информацию о том, что принято решение, содержащее более 30 пунктов.  В чем заключается их смысл, какие проблемы предстоит решить в связи с этим  – обществу все это пока неведомо.

Между тем, складывается ощущение, что избранникам народа, или определенной части депутатского корпуса вопрос интересен только с популистский точки зрения – отличная возможность прополоскать исполнительную власть, покритиковать ранее принятые решения и имеющих к этим решениям политиков. Порой толком и не вникнув в суть самой проблематики.

Между тем ситуация непростая, в селах Кок-Таш, Таш-Тумшук, Ак-Сай Баткенского района, Максат, Кулунду, Жаны-Жер Лейлекского района от этого жизнь не стала легче. Именно здесь, в этих селах, разворачивается классическая схема «ползучей миграции» не в пользу Кыргызстана. Что это значит? В силу тяжелых условий проживания на приграничных территориях, нерешенности вопросов инфраструктуры часть жителей навсегда покидают эти места, перебираются в столицу страны или другие территории в поисках лучшей доли для себя и детей. Они продают свои дома и участки. Кто их покупает? Отнюдь не местные жители, которые сами как на пороховой бочке, а граждане сопредельной страны. Кто – то, не имеющий представления, может подумать, что это нереально – есть же граница. Нет, все дело в том, что границы как таковой, нет. В отдельных местах единственным признаком принадлежности территории той или иной стороне является гражданство жителей этих домов – условная граница проходит по участкам, огородам, две страны отделяет друг от друга просто ограда двух придомовых участков. Так что, купить дом кыргызстанца таджикскому гражданину не так и проблематично, в крайнем случае можно за деньги оформить его на подставного кыргызстанца, и жить в новом доме без проблем.

Депутат Табалды Тиллаев заявил, как передает агентство 24 KG. в материале от 3 апреля, что

«… в 2010 году в селе Таш-Тумшук 67 участков продали соседней стране. В селе Кок-Таш продали 28 домов и 62 участка. У села Ак-Сай с тех пор построили 37 домов, самсыкана, мойку, столовую. В Лейлекском районе в селе Максат соседней республике перешел 31 гектар земли, в селе Сада — 9 гектаров, в селе Кулунду — 28 гектаров».

 

Конечно, с учетом того, что никакой демаркации и делимитации границы не было, говорить о территориях глаголами «отошло», «перешло» можно только с точки зрения каких –то условных разделений, оставшихся еще с советских времен между колхозами и совхозами двух республик союза. И именно оттуда как наследие – наличие спорных территорий. В этом и заключается большая опасность – нет границ, значит нет и вытекающих оттуда условностей. Поэтому медленный, но, кажется, неизменный процесс изменения и без того плавающей условной линии границы вполне объясним.

И более того, становится понятным, почему не движется процесс делимитации и демаркации границ – просто кому-то это может сейчас быть менее выгодным, чем через какое-то время.

Тем более таджикская сторона, как официально уже сообщалось, настаивает на вообще абсурдной позиции о необходимости проведения границы по картам конца двадцатых годов, согласно которым Таджикистану должна отойти чуть ли не треть территории Лейлекского и Баткенского районов.  Не исключено, что это делается просто ради того, чтобы затянуть процесс переговоров по границе еще на более поздние сроки. А между тем с одной стороны линии жители уезжают, продают свои дома, с другой стороны – расширяют свои участки.

А вот политические карты разного масштаба в учебниках и атласах руководствуются картами границ между двумя союзными республиками, и не ведают того, что на местах происходят изменения.

Вообще, хочется сказать, что проблемы в отношении двух стран с менее развитыми экономиками, скажем так, Центральной Азии, абсолютно слабо изучены, и у наших властей вряд — ли есть выработанная в этом вопросе политика.

И главный в этом ряду вопрос заключается в том, что Кыргызстан упустил свой шанс решения приграничных проблем в тот момент, когда ситуация этому благоприятствовала. Десятилетиями Узбекистан – самая удобная транзитная территория для таджиков, наглухо был закрыт от соседа. Отношения мало сказать, что были напряженными, их вообще не было. Ни сообщений, ни перевозок, ни пунктов пропуска – ничего не было. В этих условиях наша страна стала главной перевалочной базой для сообщения Таджикистана с внешним миром. Именно Кыргызстан стал территорией проезда и перевозки грузов. В отдельные годы вообще абсолютно все шло через нас. Что в это время делали наши правители? Решали все вопросы на выгодных условиях, инициировали ускорение переговорного процесса? Нет. Наоборот, Баткенская область превратилась в контрабандный рай, и перевозкой туда ГСМ занимались все, кому не лень, даже речь шла о якобы отработанной схеме самого главы правительства того времени.

После прихода к власти Мирзиеева Узбекистан открыл границы, и теперь у Таджикистана стало меньше поводов прислушиваться к тому, что предлагают наши власти. Зависимости былой нет. А мы, следуя правилу «позднего зажигания», только теперь начинаем разгоняться и попутно поливать друг друга грязью.

К примеру, депутаты набросились на Мадумарова и других, кто подписал документы по проезду на участке длиной в 270 с чем-то метров. Мол, фактом подписания и условной аренды спорной территории мы признали, что этот участок может являться и таджикской территорией.

Ради справедливости нужно сказать, что до постройки моста и открытия этого проезда попасть в часть Баткенского района, Лейлекский район и город Сулюкта было возможно только путем проезда по таджикскому населенному пункту Чорку. С огромными проблемами и ужасами прохождения таможенных постов, остановок и т.д. Теперь получается, что не нужно было таким образом решать вопрос, нужно было лучше все оставить как есть.

При том, что именно о территории вдоль этой дороги из Чорку в сторону Кыргызстана и идет речь – якобы она была нашей. Но ее и тогда, и сейчас, эту территорию вдоль русла реки Исфайрам, использовали таджикские граждане. Предполагать, что нужно было у таджиков отвоевать этот участок, заставить их признать его нашим, может быть и возможно, но в принципе бессмысленно. Наши кыргызские политики любят вопрошать – почему не решили вопрос с таджикской стороной вот на этих основаниях, почему пошли у них, соседей, на поводу, почему не потребовали и так далее. Как-будто бы допуская, что наши власти могут так поступать и таким образом решать вопросы. Ничего подобного, одностороннего решения ни мы, ни соседи не допустят. И потому не совсем понятно, о чем тогда речь в случае с этим проездом, что нужно было сделать, чтобы и проблему животрепещущую решить, и под критику политиканов не угодить?  Почему не спросить тех, кто живет там – когда было лучше – раньше, когда приходилось ехать более 10 км. по таджикской территории через таможню, населенный пункт, чтобы попасть в западную часть Баткенской области, или сейчас, когда едешь 270 метров по спорной, но условно арендованной территории и оказываешься там. Без проверок и таможен.

Наоборот, именно этот случай – пример удачного, на наш взгляд, решения приграничной проблемы. Но политика – дело, мягко говоря, не совсем чистое. И вместо того, чтобы думать, что делать со сложной ситуацией, кое-кто решил прибегнуть к возможности опорочить Мадумарова из-за того подписанного решения.

При таком разборе ситуации, конечно, могут слетать головы чиновников, могут случаться факты скорого решения каких-то местных локальных проблем, кто-то может быть обвинён в шпионаже, но в целом главный вопрос – вопрос обеспечения устойчивой стабильности, вообще не разрешится.

Есть ли у нас в целом глобальное понимание ситуации и видение путей его разрешения. Все интервью, все лозунги, все требования к власти сводятся к одному – к скорейшему разрешению вопроса границы, демаркации и делимитации. Но это невозможно сделать волевым путем. Просто потому, что для этого требуется и воля второй стороны. Как будто не зная этого, мы хором требуем и требуем – делимитируйте, демаркируйте. Но это осуществимо в одностороннем порядке.

Кто-то в социальных сетях вопрошает – а почему таджики скупают кыргызские дома, если там нет условий? Вопрос очень простой, но закономерный. И ответ также прост – нашим соседям тесно. У них огромная плотность населения, земель для расширения катастрофически не хватает, а прибыль населения, несмотря на огромный отток в Россию, очень велик.

К примеру, на территории Баткенского и Лейлекского районов и города Сулюкта проживает сейчас около 200 тыс.человек, а на территории одного Исфаринского района Таджикистана – около 250 тыс. В одном селе Ворух проживает в два раза больше народу, чем в нашем областном центре — городе Баткен. В населенном пункте Хиставарз на границе с Лейлеком проживает более 70 тыс.жителей, а в расположенной напротив Жаны-Жерской сельской управе с 4 селами —  в три раза меньше. А во всем Гафуровском районе – 370 тыс.человек. А нему уже примыкает огромный, второй по величине город страны – Худжанд. Вот и двигается наш сосед на пустующие просторы вдоль границы, тянет оттуда, с той, долинной части, в предгорные приграничные зоны воду, электричество, прокладывают дороги. А на границе – крохотные наши села, с жителями, стремящимися скорей уехать, решить вопрос стабильного будущего своих семей.

Нужно решать вопрос по-другому. Сделать проживание в приграничных населенных пунктах привлекательным, а не ужасающим. Решить вопрос с льготами для тех, кто здесь живет, пересмотреть их пенсии, размеры пособий. Нужно дать питьевую и поливную воду, дать дешевую электроэнергию, дать все другие льготы, потому что в противном случае уползет потихоньку наша земля, территории. Но у нас… Как только кто-то заводит об этом речь, все начинают вопить – а почему, а почему не вот-такое-то село такого-то района, оно ведь при границе тоже. Да, вот этого не нужно. У нас пол-страны- приграничная территория, кыргызско-узбекская, кыргызско-казахская, кыргызско-китайская. Но земля буквально «горит» только в определенных местах. В нескольких селах. Неужели невозможно решить вопрос для 5-6 сел? Вместо того, чтобы кричать друг на друга, ругаться и обличать, взял бы кто-нибудь из депутатов и предложил этот поистине необходимый как воздух законопроект – о статусе нескольких сел в Баткенской области.

И не нужно медлить, злоупотреблять терпением законопослушного населения этих сел, и более того, укорять их тем, что мол оставляют люди свои дома, оголяют границы и тому подобное. Это слишком несправедливо в отношении мужественных наших сограждан, ежедневно и ежечасно дышащих воздухом постоянно витающей напряженности.

Тех, кто дорожит границей, фактически еще и не определенной, и потому зачастую подразумеваемой, и землей, на которой проживают. Золотой для них землей.

Фото из WWW.

Добавить комментарий